Индустрия

Конкурсы

Участие в конкурсах — важная составляющая иллюстраторской практики, и именно о конкурсах мы регулярно получаем много вопросов. Поэтому мы решили раскрыть эту тему в отдельном подробном материале. Встречайте: самое главное о конкурсах для иллюстраторов!

— Зачем участвовать?

— В первую очередь конкурсы позволяют заявить о себе, продемонстрировать свои работы (а значит, идеи и навыки) опытным специалистам, а также потенциально получить за них профессиональное признание. Победа в конкурсе сулит самые разные награды — от денежного приза до участия в престижной выставке или контракта с крупным издательством. Но и просто участие в конкурсах может помочь найти новых зрителей и повысить свою узнаваемость. Среди этих новых зрителей также могут с большой вероятностью оказаться и потенциальные клиенты — а значит, участвуя в конкурсах, мы повышаем свои шансы на интересные профессиональные возможности.

Конкурсы могут быть отличным поводом довести до ума авторский проект или создать серию иллюстраций, опираясь на четкие условия и дедлайн. В то же время, можно участвовать и с уже готовыми работами — так что конкурсы можно вписать в свою профессиональную практику в любом случае.

Всем ли необходимо участвовать в конкурсах? Обязательно ли это? Разумеется, нет: многие иллюстраторы обходятся без этого и строят успешную карьеру. Однако учитывая все, что мы обсудили выше — думаем, можно смело утверждать, что попробовать все-таки стоит!

— Какие бывают конкурсы?

— В целом можно выделить три типа конкурсов. Первый тип — конкурсы, к участию в которых допускаются уже готовые работы. В таком случае единственные ограничения, с которыми вы вероятнее всего столкнетесь — это профессиональная сфера (книжная иллюстрация, editorial иллюстрация, рекламная иллюстрация и т.д.) и год создания (как правило, предпочтение отдается актуальным работам не старше 1-3 лет). На такие конкурсы удобно подавать иллюстрации из ваших текущих рабочих или личных проектов. Помимо соблюдения правил конкурса, никакой специальной подготовки не требуется — и вы можете регулярно принимать участие, отбирая лучшие работы, созданные вами в течение года.

Второй тип — конкурсы, которые принимают исключительно иллюстрации или проекты, созданные специально для них. Такие конкурсы диктуют более строгие условия: к ограничениям по сфере и году создания могут добавиться определенные форматы, объем, тема и так далее. Конкурсы со строго заданной темой отличаются еще одной особенностью: здесь часто оцениваются не только ваши профессиональные навыки в целом, но и умение следовать брифу, а также оригинальность в интерпретации темы.

И, наконец, третий тип — это конкурсы, организованные некой конкретной фирмой или издательством. Призом в таком конкурсе часто будет являться публикация или контракт на сотрудничество. Ко всем вышеперечисленным требованиям в таком случае добавляется своего рода “заказ”, ожидания организатора. Тут придется чуть более пристальное внимание уделить условиям и требованиям конкурса и изучить его инициаторов, чтобы точнее попасть в контекст.

Как бы то ни было, в основе всех типов конкурсов лежит много общего: это детально прописанный регламент, прозрачные требования к работам, четкий дедлайн, иногда — взнос за участие. Но не пугайтесь взносов заранее: участие в конкурсах может быть как платное, так и абсолютно бесплатное — причем бесплатные варианты встречаются в том числе и среди крупнейших международных конкурсов.

— Где искать?

— Чтобы быть в курсе конкурсов (да и других важных профессиональных событий), нужно прежде всего быть погруженным в индустрию и живо интересоваться всем, что в ней происходит. Если вы подписаны на иллюстраторов, чьи работы вам нравятся, на ключевых деятелей вашей сферы, например, издателей или арт-директоров, на аккаунты агентств и издательств (и самих конкурсов, кстати) — вероятнее всего, вы не пропустите новости о начале очередного конкурса. Но есть и отдельные информационные каналы, где часто можно встретить дайджест грядущих конкурсов и опен-коллов. Это, например, канал проиллюстрацию или платформа Арт-награда.

Ниже приведем ключевые конкурсы в сфере иллюстрации, как международные, так и российские, которые повторяются из года в год.

Bologna Children's Book Fair — Illustrators Exhibition
Конкурсный отбор работ для участия в иллюстраторской выставке, которая проходит в рамках Болонской книжной ярмарки, крупнейшей и важнейшей в индустрии детской книжной иллюстрации

Golden Pinwheel Young Illustrators Competition
Конкурс книжной иллюстрации, проходящий при поддержке еще одной ключевой в детской книжной индустрии ярмарки — Шанхайской. В 2023 была добавлена новая категория: коммерческая иллюстрация

Silent Book Contest
Конкурс "тихих" книг — книжек-картинок без слов. Работы финалистов принимают участие в иллюстраторской выставке Болонской книжной ярмарки. Победитель получает денежное вознаграждение и контракт с издательством на публикацию книги

World Illustration Awards
Крупный международный конкурс, который проводит Ассоциация иллюстраторов (AOI), включает в себя 10 категорий — от рекламной иллюстрации и дизайна упаковки до детской книжной иллюстрации

iJungle Illustration Awards
Международный конкурс, принимает работы в 6 категориях, включая книжную иллюстрацию, журнальную иллюстрацию, коммерческую иллюстрацию и комиксы

Ananas Competition
Конкурс иллюстрации от Пекинской книжной ярмарки

Nami Concours
Конкурс детской книжной иллюстрации при поддержке NAMBOOK Festival, международного фестиваля детских книг в Корее

The Unpublished Picturebook Showcase
Для участия в конкурсе принимаются проекты ранее неизданных книжек-картинок. Отбор проводит жюри из представителей крупных международных издательств, работы финалистов будут выставлены на Болонской ярмарке и на международной платформе dPICTUS

Folio Book Illustration Award
Конкурс книжной иллюстрации от британского издательства The Folio Society, где участникам предлагается создать иллюстрацию к заданному произведению

Key Colors Award
Международный конкурс книжной иллюстрации от издательства Clavis Publishing, принимаются проекты книжек-картинок, соответствующие требованиям конкурса. Победитель получает денежное вознаграждение и контракт с издательством на публикацию книги

Образ книги
Российский международный конкурс книжной иллюстрации, выбираются финалисты и победители в 9 номинациях, включая детскую и взрослую книжную иллюстрацию, нон-фикшн и авторские книги

Фестиваль Морс
Конкурсный отбор работ для участия в выставке независимого международного фестиваля книжной иллюстрации и визуальной литературы в России. Среди участников выставки также выбираются финалисты и победители

Книга внутри
Конкурс книжных проектов от российского издательства Самокат, победителей выбирают в нескольких номинациях — книжка-картинка, нон-фикшн, комикс и книга для малышей

Новая детская книга
Литературный конкурс от российского издательства РОСМЭН, в котором в том числе представлены номинации для иллюстраторов

ABCD Books
Конкурс проектов иллюстрированных нон-фикшн книг книг для детей и взрослых от российского издательства А+А

Разумеется, это далеко не все существующие конкурсы для иллюстраторов — находить другие вам поможет погружение в индустрию, как уже было сказано выше. Кроме того, важно помнить, что ценно участие не только в крупнейших международных премиях. Небольшие локальные или узконаправленные конкурсы тоже могут быть полезны для вашей карьеры — главное, проанализировать, для чего вам участие в том или ином из них.

— Что учесть при подаче на конкурс?

— Сложно дать какие-то общие советы, которые не были бы слишком очевидны и оставались бы актуальными для любого конкурса. Но о некоторых аспектах действительно стоит подумать в любом случае. В первую очередь всегда необходимо изучить “имидж” конкурса, в котором вы планируете участвовать, его репутацию, жюри и работы участников и победителей предыдущих лет. Это позволит вам составить собственное впечатление о том, перспективен ли этот конкурс для вас, а также понять, какие именно ваши работы лучше подойдут для отправки.

Во-вторых, полезно держать в уме “сезонность” конкурсов. Как мы уже сказали, все крупные международные конкурсы, как те, что мы перечислили выше, проходят ежегодно. При этом они довольно равномерно распределены по году — что позволяет нам, иллюстраторам, подгадывать так, чтобы к ключевым дедлайнам у нас были в запасе новые работы, с которыми можно поучаствовать в этом году.

Наконец, нельзя не напомнить о важности точного следования правилам конкурса. Нюансов в регламенте может быть очень много — а любое отклонение от требований может стать поводом для дисквалификации вашей заявки, что было бы очень обидно. Поэтому стоит всякий раз тщательно проверять, все ли вы сделали правильно: от технических требований к иллюстрациям (размер, формат, цветовое пространство) до правил конкурса (“возраст” иллюстраций, заявленная тема, соблюденный дедлайн).

И еще кое-что…

Несколько раздражающая в других обстоятельствах фраза “главное не победа, а участие” как нельзя более актуальна в этом случае. Конечно, выигрывать приятно и престижно, но победа в конкурсе — не единственное, что может считаться успехом. На крупные международные конкурсы присылают тысячи талантливых иллюстраций, и все они борются за внимание жюри (как правило, знаковых специалистов индустрии). Любое продвижение вперед при такой высокой конкуренции — повод гордиться своими работами! Поэтому даже прохождение первичного отбора, а тем более попадание в лонглист или шортлист являются значимыми достижениями сами по себе. Кроме того, уже сам факт вашего участия в конкурсах демонстрирует коллегам и клиентам, что вы разбираетесь в рынке, держите руку на пульсе индустрии, регулярно производите актуальные работы и готовы показывать их миру. А значит, участие в конкурсах (при условии, что вы подходите к этому процессу взвешенно и продуманно) приносит пользу вашей креативной карьере в любом случае.

До встречи в новых материалах!