Блог
Вдохновение Полезное

Как иллюстратору стать автором

Сейчас все больше иллюстраторов обращается к созданию проектов, где являются не только художниками, но и авторами текста. Это непростая задача, особенно в случае, если ранее вы никогда не пробовали себя в писательстве. Однако если не попробовать, никогда не узнаешь, что может получиться из такой творческой авантюры. Так рассудила однажды и иллюстратор Ольга Фадеева (@olgafadeeva_books) — и попробовала написать и проиллюстрировать собственную книгу. Да так удачно попробовала, что сейчас на ее счету уже более 14 изданных авторских книг! Мы предложили Оле написать о том, что нужно для того, чтобы иллюстратору стать еще и автором. Попробуем разобраться!

Особенности работы над собственным проектом

Человек так устроен, что всегда старается найти более выгодный, короткий, удобный путь к цели. Чтобы все и сразу, без компромиссов. Что же проще и интереснее — быть автором и иллюстратором в одном лице или только иллюстратором? Я поделюсь всеми плюсами и минусами создания авторского проекта по сравнению с иллюстрированием чужого текста. Исключительно личный опыт, который, надеюсь, будет вам полезен.

Иллюстрация из авторской нон-фикшн книги Оли "Ветер". Издательство "Речь"

Время

Авторский проект занимает гораздо больше времени, чем иллюстрирование книги. Гораздо! Нужно придумать и вырастить идею, написать текст. Если книга текстовая, то времени на слова и предложения нужно едва ли не больше, чем на картинки. Если это нон-фикшн, потребуется время на сбор, анализ и структурирование информации. С книжкой-картинкой в этом плане немного проще, но и здесь есть свои нюансы — несмотря на маленькое количество слов, все они должны быть отшлифованы и тщательно поставлены на свое место.

Свобода

Вы, и только вы выбираете тему, концепцию, стиль и героев книги. Пишете точно о том, что хотите нарисовать. Шарф у главного героя будет именно вашего любимого цвета (который к тому же идеально впишется в общую цветовую гамму). Пропорцию текста и иллюстраций, структуру книги тоже выбираете вы. Вы сами решаете, какую кашу заварить и какие ингредиенты добавить. Вам не нужно утверждать образ персонажей, обложку с автором текста (потому что вы и есть автор!). Только у редактора, скорее всего, будет своё видение книги, и с ним нужно считаться — но аргументов, чтобы отстаивать свое мнение, у вас, как у автора и иллюстратора в одном лице, будет намного больше.

Ответственность

Вся ответственность за авторский проект лежит на вас. Конечно, я не имею в виду, что к иллюстрированию чужого текста нужно относится более легкомысленно, чем к своему. Однако в случае с иллюстрированием художник в книге занимает несколько отстраненную позицию. Он сделал все, что мог. Какой текст дали, такой и нарисовал. Разумеется, художник способен создать из текста визуальный шедевр. Но вот если тема покажется читателю неинтересной, виноват будет автор. Если сюжет пустой — виноват автор, если книга провалилась — тоже виноват автор. А если автор (не только иллюстраций, но и текста) — это ты, то ты и виноват.
Сюда же можно отнести и продвижение книги. В идеале продвижением должно заниматься издательство. Но на практике мы видим, что именно на создателя ложится большая самостоятельная работа по PR. Часто именно на его лояльную аудиторию в соцсетях делает ставку издательство. И чаще сам автор выступает инициатором встреч с читателями, мастер-классов, конкурсов и розыгрышей. Конечно, хорошо, когда в продвижении книги участвует и автор, и художник. Но в случае авторского проекта, где вы и автор, и иллюстратор в одном лице, продвижение твоего детища — ваша работа.

Деньги

Напоследок поговорим о деньгах. В российском книгоиздании иллюстратор чаще всего работает за фиксированный гонорар. Автор же получает роялти. (Конечно, бывает, что роялти достаются и иллюстратору, или автор работает только за гонорар, но это более частные случаи.) В основном, если книга, которую вы проиллюстрировали, выдержала десятки тиражей, то на тебе это никак не отразится. А вот если ваш авторский проект будет допечатываться, то вы будете получать выплаты снова и снова. К сожалению, допечаток может и не случиться. И в итоге авторская книга может оказаться менее финансово выгодной, чем просто иллюстрирование, особенно учитывая, сколько времени и сил на нее потрачено. Потому — договор важен всегда, но здесь его важность невозможно переоценить. Условиям, на которых вы передадите издательству авторский проект, необходимо уделить особо пристальное внимание.

Иллюстрация из авторской нон-фикшн книги Оли "Здравствуй, зима". Издательство "Речь"

Конечно, у каждого иллюстратора свой опыт и свои творческие предпочтения. Никогда не знаешь, что именно получится лучше и доставит больше радости и удовлетворения именно вам. Но если вы задумывались о своем проекте, то не бойтесь попробовать и воплотить его в жизнь. Поговорим о том, что же делать, если вы всерьез намереваетесь приняться за авторскую книгу.

Шаг первый: автором чего можно быть?

Если вы решились на создание собственной книги, для начала важно определиться, к какому жанру будет относиться ваш проект. Это может быть художественная книга, познавательная или развивающая. У меня был опыт создания книг во всех трёх жанрах.

Иллюстрация из авторской нон-фикшн книги Оли "Ветер". Издательство "Речь"

Если вы у вас хорошая фантазия, вы легко придумываете целые миры и образы, в голове прокручиваются диалоги героев, да и вообще вы дружите со словом, то я уверена, что у вас получится придумать и написать сказку, рассказ или текст для книжки-картинки — то есть, художественное произведение.

А вот для нон-фикшн книги самое главное — уметь собирать, анализировать и систематизировать информацию. Здесь важен более научный подход и умение убрать лишнее, вычленить главное и рассказать об этом простым и доступным языком.

В развивающих книжках (сюда можно отнести раскраски и всевозможные активити-буки) важно знать и учитывать интересы детей разных возрастов, их возможности. Неиссякаемая фантазия и опыт общения и занятий с детьми приветствуются. С точки зрения писательства стать автором такой книжки, пожалуй, проще. Здесь минимум работы с текстом, зато максимум фантазии, юмора и остроумия.

Шаг второй: определитесь с темой

Во-первых, тема должна быть вам близка. Она должна быть вашей на сто процентов! Я уверена, что только искренняя заинтересованность автора в теме может сделать из книги шедевр. Сколько бы вокруг не было актуальных, горячих, модных тем, не поддавайтесь соблазну работать с ними, если они вам не откликаются. Вы не сможете раскрыть их до конца, прочувствовать сердцем, прожить — и просто сдуетесь в середине рабочего процесса. Помните, что книга — очень объемный и времязатратный проект. И он становится еще объемнее, когда вы не только иллюстрируете, но и являетесь автором.


Во-вторых, тема должна быть вам близка изобразительно. Если вы, к примеру, рисуете только ботанику, то, конечно, нарисовать книгу с множеством человеческих персонажей будет сложно. То есть, ваши интересы как автора должны совпасть с вашими интересами и возможностями как художника. Найти этот перекресток, пожалуй, самое сложное. Подумайте, в чем вы сильны изобразительно? В какую сторону хотите развиваться как иллюстратор? С какими событиями, мыслями, чувствами, объектами это может быть связано?

Шаг третий: поймайте за хвост идею

Пожалуй, самое главное, то на чем строится вся книга - это идея! Перефразируя известный рекламный слоган, можно сказать: есть идея — есть книга! Это ствол, на котором держатся ветки, плоды и листья дерева или паровоз, который тянет вагоны.

Проще говоря, это то, что хотел сказать автор, для чего написал книгу. Не оставляйте читателя в недоумении, не заставляйте пожалеть о потраченных деньгах и времени. Ваша книга должна быть похожа не на перекус в школьной столовой, а скорее на обед в роскошном ресторане, где блюда вкусные и полезные, обстановка приятная и хочется прийти еще. Часто, когда иллюстратор делает авторский проект, он наполняет его классным визуалом: тут и милейшие герои, и атмосфера волшебная, и всякие фирменные штучки-фишечки, но за всем этим нет главного — нет идеи. В итоге книга рассыпается просто на красивые открытки. Так же и с текстом. Бывает, что слова изящны и плетутся, как кружево, но в итоге общий смысл теряется. Надо сказать, бывают и книги, где отсутствие идеи и есть основная идея. Но найти эту тонкую грань очень сложно. Потому желательно, чтобы в книге была и смысловая, и изобразительная идеи, чтобы они работали вместе и дополняли друг друга.

Иллюстрация из авторской нон-фикшн книги Оли "Ветер". Издательство "Речь"

Шаг четвертый: сделайте паузу

Если вы придумали идею, а может быть и несколько, не кидайтесь сразу же воплощать их. Идеи, как семена, не все всходят, и не из каждого может вырасти культурное растение. Посейте семечко будущего проекта и посмотрите, взойдет ли? Пусть идея поживет некоторое время в вашей голове, но как бы отдельно от вас. Пусть она проявит свой потенциал, докажет, что она жизнеспособна. И если окажется, что вы мысленно постоянно возвращаетесь к ней и она по-прежнему кажется вам классной, скорее всего, так оно и есть. Можно приступать к более тщательному обдумыванию. Если ринуться воплощать идеи мгновенно, то спустя какое-то время может оказаться, что к этой теме вы слегка остыли, а идея рассыпается на кусочки. Потраченного времени и энергии будет очень жаль.

Шаг пятый: изучите контекст

На этом этапе можно отправиться в книжный магазин, чтобы посмотреть, например, на какие другие книги будет похожа ваша (иногда издательства даже просят указывать это в заявке!). Что уже есть по вашей теме? Чем ваша книга будет отличаться? Какие издательства могут издать ее? В какие существующие издательские серии она может вписаться? Вопросов много, а ответ один — насмотренность. Совершенно необходимая вещь для каждого иллюстратора. И если у вас эта насмотренность есть, скорее всего, ответы на эти вопросы вы будете знать сразу же, как придумаете свой проект.

Кстати, в книжный магазин можно отправиться и на поиски этой самой идеи. И это ни в коем случае не означает подсмотреть или украсть. Это и вдохновение, и практика с обучением. Для вдохновения мы выбираем книги любимого нами визуального ряда и оцениваем их по простейшему критерию — нравится/не нравится. А для практики мы смотрим и анализируем: какие приемы, композиции, цвета использует художник, что необычного в каждой книге, а что банального, какой книжный прием можно позаимствовать, переработать.


Потренируйтесь описывать задумку книг одним-двумя предложениями. Так вы сможете научиться распознавать, есть ли у книги та самая емкая идея. Посмотрите, как в книжках-картинках, например, параллельно существуют и смысловая идея, и визуальная. Как они работают друг с другом? Какая из них сильнее? Заодно можно увидеть и отрицательные примеры, понаблюдать, что бывает, когда одна из идей хромает или вовсе отсутствует.

Подумайте, какой книги не хватает лично вам, вашим детям? Читайте отзывы покупателей. Это помогает лучше понять вашего будущего читателя. Кто он? Зачем ему ваша будущая книга? Ответит ли она на его вопросы, развлечет, научит, заставит задуматься и т.д.? Важно помнить, что в итоге вы должны сделать продукт, который не только поможет вам творчески выразиться, но и будет интересен читателю, а следовательно, коммерчески привлекателен для издательства, и для вас. В идеале у вас должны совпасть три пункта: самовыражение, коммерческий успех и польза для читателя.

Шаг шестой: принимайтесь за работу

После того, как вы набрали полные карманы вдохновения и ваша идея дала уверенные всходы, можно приступать к реализации. Устройте мозговой штурм. Раскрутите тему и идею на максимум. Подумайте, какого объема и формата будет ваша книга, собирайте референсы и доски вдохновения. Если это книжка-картинка с небольшим количеством слов, то начните с раскадровки: иллюстрации и текст лучше вести параллельно. Если же проект более текстовый, начинайте с текста, а уже когда он будет готов — переходите к иллюстрациям. Все-таки в текстовых книгах иллюстрации ведомы текстом, и потому должны ему соответствовать и быть ему созвучны. В конце концов, гораздо проще переписать одно предложение или изменить в тексте героя-енота на героя-барсука, чем перерисовывать иллюстрации.

Процесс работы. Оригиналы иллюстраций к книгам "Ветер" и "Здравствуй, зима"

Шаг седьмой: письмо в издательство

Наконец, практически финальный этап! Для того, чтобы отправить проект на рассмотрение, необязательно делать его полностью. Достаточно подготовить красиво упакованную и презентованную идею. Сделайте несколько разворотов в цвете, в полный размер, наметьте раскадровку и прикрепите текст. В большинстве случаев сюжет все-таки должен быть готов — для книжки-картинки текст даже может быть полностью написан. Однако писать произведение целиком тоже не всегда оправдано. Например, для объемной книги достаточно синопсиса (описание общей идеи, сюжета) и нескольких прописанных глав или разворотов. Издательство может захотеть делать книгу определенного формата или объема, чтобы книга вписывалась в серию, да и в процессе может захотеть доработать концепцию. Для принятия решения о том, взять ли ваш проект в работу, нужно четкое понимание сути проекта и ее визуализация.


Когда договор с издательством будет у вас в кармане, можно прыгать и танцевать. А потом можно и выдохнуть на минутку. Но только на минутку. Теперь пора начать работать еще лучше и эффективнее, чтобы сделать не книгу, а шедевр.

Мы приглашали Олю побеседовать с нами в эфире. Она рассказала о своем образовании, первых заказах, сотрудничестве с российскими и зарубежными издательствами. Запись можно посмотреть у нас в Инстаграме в разделе IGTV, вот первая часть: instagram.com/tv/CBQdVN2BL83
Инстаграм Оли Фадеевой, в котором она много пишет о своей работе иллюстратора и автора: instagram.com/olgafadeeva_books
Книги Оли на Лабиринте: labirint.ru/authors/58683