Один из самых распространенных вопросов, который практически каждый раз задают нашим гостям в эфирах и на встречах, это вопрос "Как начать?" Мы понимаем, что вопрос возникает у иллюстраторов в начале пути оттого, что сфера очень обширна, и неясно, какие действия приведут к желанному результату, а какие — только отнимут драгоценное время. Что делать сначала? Что потом? Что необходимо, а что — вторично?Конечно, мы не сможем предложить однозначный алгоритм: путь каждого иллюстратора индивидуален. Но в то же время в нашей практике много схожего, и потому так полезно бывает узнавать у других практиков, с чего начиналась их карьера! Поэтому для этой статьи мы решили собрать сразу восьмерых художников-иллюстраторов, успешно работающих в индустрии, и задать им один и тот же вопрос:"Как вы начинали?"Наташа ШалошвилиКнижный иллюстратор, художник
— Иллюстрацией я увлеклась на последних курсах института (у меня высшее архитектурное образование). Рисовала постоянно что-то, вместо того, чтобы писать конспекты :) Сначала меня привлекла fashion-иллюстрация. Я стала сотрудничать с журналами. Эти ранние работы (fashion, журнальная иллюстрация) собирала в проекты и выкладывала на Behance. Оттуда приходили заказчики.
После рождения дочери мое внимание переключилось на детскую иллюстрацию. Проснулся интерес к иллюстрированию детских книг. Так как я мало что понимала в структуре книги, приняла решение учиться. Оптимальным вариантом для меня оказались онлайн курсы (училась на курсе "Основы книжной иллюстрации" у Евгения Антоненкова).
Проект книги, созданный там, и стал моим «рабочим» проектом в портфолио, после которого началась работа с издательствами. Хотя, на самом деле, если говорить о книжной иллюстрации — я не составляла портфолио, как таковое... просто много рисовала, сделала законченный книжный проект на курсе, выкладывала в Instagram работы, и в итоге это сработало.
Главное, что помогло мне в начале пути — понять, в какую сторону двигаться, и начать предпринимать конкретные шаги по осуществлению цели. В моём случае такими шагами были курсы книжной иллюстрации, чтение и анализ детских книг, изучение чужого опыта, общение с коллегами по цеху. А основным толчком все-таки стал собственный книжный проект на курсе и последовавший после него заказ из издательства — я проиллюстрировала историю про воробушков для издательства Нигма.
Три года подряд я участвовала в выставке иллюстраторов фестиваля Морс. И всем иллюстраторам очень советую принимать участие в фестивале: это знакомство со средой, возможность показать себя иллюстраторскому миру, лекции, смотр портфолио представителями издательств.
Из конкурсов принимала участие в одном — "Книга внутри" от издательства Самокат. В международных конкурсах книжной иллюстрации — горю желанием который год, но все никак не соберусь :) Правда, я обязательно просматриваю результаты. Некоторые классные конкурсы — Silent book contest, Clavis Key colour competition и уже упомянутая выше "Книга внутри" от Самоката.
Наверное, самым полезным для меня было и остается гореть желанием владеть профессией. И делать все для этого: рисовать, тренировать насмотренность, ездить на фестивали: Bologna Children Book Fair, ММКВЯ, Морс. Полезно, даже необходимо, думаю, — не стоять особняком, не думать, что ты одинок, ведь иллюстраторская среда на самом деле отзывчивая и поддерживающая.
Путь иллюстратора очень небыстрый, и мне кажется, что важно иногда останавливаться и слушать себя. Часто в погоне за заказами и в рутине забывается то, ради чего все это затевалось :)Инстаграм Наташи: instagram.com/nataly_owlКниги Наташи: labirint.ru/authors/204352Оксана БатуринаКнижный иллюстратор
— Это сейчас я могу сказать о себе, что сотрудничала и сотрудничаю со многими российскими и зарубежными издателями; мои книги изданы в России, Китае, Иране, США, Германии. Но начинала я с анимации на студии анимационного кино “Мельница’ и СКА “Петербург” Смешарики”. Однажды поняла, что доносить свою мысль через анимацию, делая миллион картинок, очень утомительно. Куда интересней делать это с помощью одной. Поэтому начала иллюстрировать.
К заказчикам-издателям поначалу ходила сама — причем, буквально: приходила в офис издательства с распечатанным портфолио, предлагала его редакторам, знакомилась. Это оказалось эффективным методом. Постепенно книги сами стали работать на меня, приносить заказы.
Моим самым первым заказом стала сразу целая серия книг — про Муми-троллей. Тогда я еще работала в цифре. Мощным толчком к развитию послужил мастер-класс художницы Светланы Румак, после которого я начала работать “живыми” материалами. Надо сказать, что специального художественного образования у меня нет, но это не стало преградой! Всему учусь на опыте по сей день, процесс познания бесконечен!
Конечно, я участвовала и участвую в конкурсах и выставках — в прошлом году была участником Международной Биеннале иллюстрации в Братиславе, например, а в этом — Биеннале книжной графики и иллюстрации “Книга как искусство”. Еще я дипломант
Международного конкурса “Образ книги”. Признание творческого сообщества повышает самооценку, чего скрывать, а также позволяет обратить на себя внимание новых издателей. Бывает, что они так и говорят: вы сейчас очень популярны, давайте порисуем!
Хочу дать совет начинающим: не рисовать на коленке, в стол, не терять время! Сразу относиться к делу серьезно! Сейчас в инете много полезных ресурсов: можно учиться, пробовать разные предлагаемые техники и стилистики для начала — в процессе найдется своя. Если нет заказов, делать свой проект для практики и опыта. Не отчаиваться: кто-то выстреливает сразу, кому-то нужно созреть. Но свой зритель и заказчик обязательно найдется!Инстаграм Оксаны: instagram.com/batoofabricМарго КухтинаИллюстратор
— Я закончила Государственную академию славянской культуры по специальности "станковая живопись". После академии я несколько лет работала графическим дизайнером, параллельно брала заказы и иллюстрировала первые книги. И в какой-то момент поняла, что больше не могу совмещать фултайм-работу в офисе с фрилансом, и нужно выбирать, куда двигаться дальше.
Сначала я просто публиковала все имеющиеся иллюстрации на разных площадках для размещения портфолио. Чуть позже я поняла, что качество и нацеленность на определенную сферу деятельности гораздо важнее количества, поэтому постепенно начала удалять все неактуальные работы, плюс завела свой сайт. Заказчики находили меня сами, включая все издательства, с которыми я работала. Мне кажется, у меня не было мощного толчка к развитию, я просто медленно плыву в каком-то направлении.
Моими первыми заказами были иллюстрации для упаковки, открыток, принты для футболок — я бралась за любые задачи :) Оглядываясь назад, я понимаю, что, пожалуй, не стоило брать все заказы подряд. Один из минусов работы на фрилансе — это нестабильный доход, из-за которого сложно объективно оценивать проекты с точки зрения перспективы развития и опыта, который они потенциально принесут. Я не раз жалела о том, что взялась за не очень интересную задачу, особенно когда в процессе приходили более интересные клиенты. И вторая ошибка — из-за того, что заказчики находили меня сами, я даже не пробовала писать тем людям, с которыми мне действительно хотелось бы поработать.
А вот самое полезное, что я делала с самого начала пути — это, наверное, ведение соцсетей и участие в фестивале Морс. Морс дал мне возможность познакомиться лично с огромным количеством замечательных иллюстраторов, попробовать себя в качестве преподавателя и лектора, о чем я даже не могла подумать, учитывая, как сильно я боюсь любых публичных выступлений. Еще я принимала участие в небольших иллюстраторских конкурсах, а сейчас очень хочется сделать наконец свой проект для Silent book contest. Вообще конкурсы - это отличная возможность попробовать что-то новое и повысить свои шансы быть замеченным.Инстаграм Марго: instagram.com/gitkadrawsАнна СмирноваИллюстратор
— Я училась на графического дизайнера и захотела стать иллюстратором на последнем курсе Университета. За пару месяцев до защиты сменила тему с мобильного приложения на детскую книжку, хотя иллюстрацией до этого не занималась. Набила кучу шишек! Но зато перешла от «мне нравится рисовать по-всякому» к характерным линиям и формам, которые рука выводила сама собой. Это вдохновило исследовать её возможности дальше, корявые рисуночки стали мне роднее, и я почувствовала за них ответственность.
Первые заказы я начала брать задолго до этого. Кроме страничек-портфолио развивала паблик, где делилась тем, что меня вдохновляет. Там собралась небольшая, но понимающая аудитория, которая поддержала потом и мои начинания.
После учебы я решила взяться за рисование всерьёз и заполнить пробелы, которые мешали мне смело называть себя иллюстратором. На курсе у Томы Чернобай участвовала в конкурсе новогодней упаковки пончиков. Мою коробку выбрали, напечатали, и я очень радовалась! Реальные проекты в портфолио важны для того, чтобы у вас заказали что-нибудь ещё. Был еще голландский конкурс «Start Award». Я не заняла первое место, но впервые смогла нарисовать серию в едином стиле. Позже я проходила курс Дениса Зильбера по персонажам.
Долгое время я работала в рекламном агентстве. Мы делали фирменные стили, упаковку и разные штуки для ресторанов. Там я научилась рисовать быстро и понимать, как люди, не связанные с дизайном и искусством, воспринимают мои работы. Мой стиль далёк от реалистичного, но мне важно держать равновесие между «быть собой» и «быть в диалоге со зрителем», особенно, если рисую для детей.
Тем, кто начинает, я бы посоветовала внимательнее относиться к своему времени, не сидеть на нескольких стульях, а сосредоточиться на том, от чего волосики на голове шевелятся. Научиться презентовать свои задумки и видеть возможности в трудных временах. В этом помогает настрой на приключения. Если в начале пути у художника много ожиданий, то можно быстро разочароваться в профессии, а вот идеи, которые идут от сердца, которыми вы могли бы делиться просто так, находят самый большой отклик в этом мире.Инстаграм Ани: instagram.com/anna.mirokYouTube-канал: youtube.com/c/moymirokАнин сайт: anna-mirok.comМаша ТитоваХудожник
— Однозначно назвать себя иллюстратором не могу, я скорее художник, но иллюстрация и книга ещё в институте мне были очень любопытны. Мое первое образование — прикладное, я училась шесть лет на факультете декоративно-прикладного и монументального искусства в Строгановке, на кафедре художественной обработки стекла. Второе высшее — магистратура графического дизайна, мастерская Бориса Трофимова, там занимались книгой, типографикой, музейным дизайном, печатной графикой, иллюстрацией. Думаю, это образование и послужило основным триггером для дальнейшего развития. Оно привело к более четкой формулировке собственной позиции художника, раскрыло для меня диапазон возможностей, путей, способов монтажа картинок, мыслей, слов и образов. Я стала увереннее в выборе, точнее в вопросах к себе, мне стало ещё любопытнее работать.
Не вспомню в начале своего пути ничего такого, что не оправдало бы усилий, но были особенно полезные для развития этапы. Например, после учёбы в мастерской я начала преподавать и в мастерской, и в Строгановке. Думаю, это важный опыт: преподавание провоцирует тебя быть включённым, продумывать методики, изобретать темы, вести проекты, быть удивлённым и ответственным.
Разноформатные интересы (от ювелирки до монументальной живописи, от рисунка к печатной графике) с самого начала моей практики диктовали сборку портфолио не только из иллюстрации и книг, но и из печатных работ, рисунков, графического дизайна. От этого и первые заказы были смешанными: например, картинка к плакату плюс типографика или иллюстрация вместе с версткой и макетом книги. Среди заказов, которые я получала вначале — обложки книг, графика для упаковки, плакаты, мелкие заказы по графическому дизайну. Первым значимым заказом считаю первую настоящую книжку, сборник рассказов о революции 1917-го года. Заказ на макет, вёрстку и решение иллюстраций пришёл через далёкий круг знакомых в 2018-м году. Сильная команда, концепция издания, работа с редактором, переживание атмосферы и содержания книги, сборка её от А до Я — бесценный опыт работы.
Сначала заказчики преимущественно приходили по сарафанному радио. Затем заработал инстаграм, появились маркеты «Вкус бумаги», я стала активно участвовать в конкурсах, выпустила пару книжек и стала свободнее в выборе проектов.
Конкурсы я обожаю! Участвую часто в «обязательных-для-иллюстратора» конкурсах, организованных большими ярмарками (болонская и шанхайская, например), корейском NAMI и других. Часто попадаются на глаза небольшие и непрофильные конкурсы, их тоже стараюсь не пропускать. Для меня конкурс — повод к новой серии, повод собрать, сформулировать и довести до какого-то определенного этапа мысли и задумки, а ещё вывести в свет готовые наработки.Инстаграм Маши: instagram.com/mashatitovaprintКурс Маши — блок о печатной графике в иллюстрации, который стартует от вебинара к практическим онлайн-занятиям: illustrator-uroki.com/product/masha-titova-vebinarНаташа КайяИллюстратор
— Я решила стать иллюстратором случайно: училась на дизайнера, а преподаватель по рисованию заметил во мне какую-то склонность к иллюстрации и дал задание на неделю — что угодно проиллюстрировать. Я выбрала Дюймовочку". И понеслось! Стала мечтать о том, чтобы придумывать и рисовать книги. Перевелась в универе на другую кафедру. В итоге по образованию я искусствовед и реставратор графики. Как училась именно иллюстрации? Брала частные уроки.
Поначалу было тяжело разобраться, как получить первые заказы у издателей. Да и просто хоть у кого-нибудь (бедная самооценка!). Несколько раз участвовала в конкурсах, но ничего не выигрывала и больше расстраивалась. Рисовала для друзей и знакомых. Иногда бралась за заказы, которые были полной шляпой — вроде перерисовки чужих картинок для онлайн-казино. Собирала портфолио на Behance и Иллюстраторы.ру, после чего складывала ручки и ждала заказы. Свой сайт делала несколько раз, но тоже его особо не рассылала. Мне тогда казалось, что оно само как-то должно продвигаться. Конечно, это было очень наивно, сейчас даже вспоминать смешно.
Дверь в книжный мир открылась неожиданно. Увидела один репост репоста репоста во ВКонтакте: дизайнер ищет идеи для книги, чтобы предложить её издательству. Я тогда проводила детские занятия по искусству, и решила их превратить в книгу. Отправила свою идею дизайнеру -- терять-то нечего, когда ничего нет. Наверное, через месяц мы подписали договор с МИФом. Так официально начался мой путь в книжной иллюстрации! Я придумывала, рисовала и писала детские книги об искусстве. За четыре года вышло пять книг, и дались мне они очень тяжело. Взяла тайм-аут с заказами на год, чтобы найти свою стилистику. Дать себе время было одним из лучших решений за всю творческую жизнь.
Оглядываясь назад, я точно могу сказать: глубокие знания по теории никогда не будут лишними, но ежедневное рисование влияет на мастерство куда больше. Хотелось бы быстрее поверить в себя. Рассылать портфолио почаще, а не стесняться. Не ждать у моря погоды, а действовать. Принять нетворческую часть работы и полюбить её. Рисовать как хочется, без оглядки на других. Удачи!Инстаграм Наташи: instagram.com/natasha_kaijaНаташины книги: labirint.ru/authors/164599Маша ВышинскаяИллюстратор, художник книги
— В отличие от многих, мой путь в иллюстрацию начался еще в школе. Я решила, что хочу заниматься книгой в старших классах, затем поступила в Полиграф, который благополучно закончила год назад. Вопреки ожиданиям, учеба в профильном заведении совершенно не означает, что попасть в профессию будет просто! Это всего лишь художественная и теоретическая база, а вот начать свой путь как исполнителя было очень нелегко.
Сперва я завела паблик ВКонтакте, выкладывала туда рисунки, студенческие проекты и писала о жизни. Довольно быстро у меня набралась аудитория в пару тысяч человек и начали поступать первые предложения о работе — логотип, арт для аватарки, портреты и прочее. Я понятия не имела, сколько стоят мои услуги, и первое время работала почти бесплатно. Параллельно принимала участие во всех возможных конкурсах по иллюстрации: как со студенческими проектами, так и создавая серии иллюстраций специально.
Пару лет были неудачи, но мой уровень рос, и со временем я начала выходить в финалы конкурсов, а мои картинки стали узнавать! Я получала много поддержки и ценных советов от ребят вокруг, и более опытные художники объяснили, что нужно показывать свои работы везде где только можно! Тогда я решилась завести портфолио на Behance и Иллюстраторы.ру, начала вести Инстаграм и быть активной в сети.
И в 2018 году я получила первые заказы на книги! Мне предложили проиллюстрировать сборник стихов в серии «Пестрый квадрат» от издательства ЭГМОНТ, а также я поработала с украинским издательством «Чималеча», сделав книжку-картинку для семейного чтения. Это были не только мои первые серьезные заказы, но и очень крутой шанс показать себя на рынке, я очень волновалась и старалась! В итоге сборник стихов получил диплом международного конкурса «Образ книги», а мое имя узнали в книжной среде.
Поскольку работа с книгой — процесс долгий, я постоянно продолжала искать заказы в смежных сферах, много рисовала для себя и выкладывала иллюстрации в интернет. Вскоре моя знакомая предложила мне рисовать для передач на канале СТС и КАРУСЕЛЬ, так я неожиданно начала работать как иллюстратор для анимации. А потом познакомилась со студией моушен-дизайна, с которой работаю до сих пор, и смогла поработать в кино раскадровщиком на фильме—это было очень круто!
Сейчас я продолжаю в этом же духе: веду блог, делюсь иллюстрациями в сети и постоянно участвую в конкурсах и фестивалях, теперь уже не только как иллюстратор, но и как спикер. Мне хочется развиваться как преподаватель и работать на международном рынке, так что я все ещё в самом начале своего пути.
Всем, кто начинает, я хочу посоветовать быть активными и очень много работать, а также использовать любой шанс показать свои работы! На своём опыте я поняла, что это половина успеха!Инстаграм Маши: instagram.com/bezladartЛена БулайИллюстратор
— У меня самый классический-преклассический путь. 5 лет художки, индивидуальные занятия с преподавателем. Поступление в слабенький коммерческий вуз на дизайнера среды, потому что я была слишком не уверена в своих силах. Довольно быстро я поняла, что что-то точно идет не так и нужно подумать о другом образовательном учреждении. И после 2-го курса я поступила в Полиграфический институт (бывший МГУП им. Федорова) на художника-графика. Правда, бросать что-то на полпути я никогда не умела, поэтому училась в двух вузах параллельно и закончила их с разницей в два года (и там и там — 6-летнее обучение).
После Полиграфа я вышла с довольно неплохой базой знаний, некоторым количеством практических навыков и абсолютным непониманием, как иллюстратор может существовать в современном мире. Несколько лет я проработала графическим дизайнером в рекламном агентстве. Но наступил переломный момент: в очень непростой для меня период, когда я на год уехала жить в Англию, я поняла, что так продолжаться дальше не может, мне необходимо рисовать, и рисовать куда больше, чем я могла это позволить, будучи дизайнером.
Начала я с личного проекта: купила акварель, хорошую бумагу и сделала серию иллюстраций на тему продуктовых рынков Британии. Моя бывшая однокурсница по Полиграфу заметила эти рисунки и предложила нарисовать тестовое задание для книги “Маленькие женщины” Луизы Мэй Олкотт, которая должна была выйти в АСТ. Редакции все понравилось, и следующие 6-8 месяцев я трудилась над книгой, делая подробнейшие детализированные акварельные рисунки. Пожалуй, этот проект — одно из самых больших моих разочарований. При печати издательство без моего ведома перерисовало лицо одной из сестер на обложке, заменило фон, внутренние иллюстрации были очень плохо напечатаны... Однако мой пыл тогда это не охладило.
По возвращении из Англии у меня был выбор — вернуться в рекламное агентство арт-директором или бросить все и стать фрилансером-иллюстратором, просто уйти в никуда. Я выбрала второй вариант. И не могу сказать, что никогда об этом не жалела (были моменты сомнений), но это было самое правильное решение в моей жизни. Тогда же я единственный раз села, собрала pdf-портфолио и стала его рассылать всем издательствам и рекламным агентствам. Эффект: ноль. Как ни странно, но все клиенты за последние 7 лет ко мне приходили сами. В то время я стала сотрудничать с Afisha Atelier и Азбукой Вкуса, рисовала иллюстрации для их корпоративного журнала, на меня вышло американское издательство, для которого я сделала n-ное количество обложек и технических внутренних иллюстраций. Самое денежное время — но при этом довольно скучное: я рисовала очень подробные, вкусные, очень коммерческие акварельные иллюстрации.
В 2015 году я поняла, что уперлась в стену и не понимаю, что делать дальше. Я пошла учиться к Меламеду в БВШД. И это было второе самое правильное решение в моей жизни. Два самых адских, самых интенсивных, самых интересных и самых невероятных года, и я вышла оттуда совсем другим человеком. Это, конечно, заслуживает отдельного рассказа. Но прежде всего за эти пару лет я научилась задавать себе правильные вопросы и отвечать на них. И стала чуть более собой, нашла внутри себя то, чего мне не хватало раньше.
Последние полтора года стали в какой-то мере тоже поворотными: я познакомилась с издательством Волчок, и у нас сложился прекрасный тандем. Много интересной, очень амбициозной работы, в которой у меня практически полная свобода, и где я могу решать свои собственные творческие задачи, при этом делая замечательные книги. В детстве у меня была мечта — валяясь на кровати и читая, я думала: “Вот бы так всегда! Как было бы здорово иметь работу, где ты только и делаешь, что читаешь книжки!”. И вот моя мечта осуществилась. Но я их еще и рисую!
Что можно посоветовать иллюстраторам? Быть собой, рисовать то, что вам интересно или, даже если приходится браться за что-то не очень вам интересное, искать точки соприкосновения, то, что в вас откликается. Всегда ставить перед собой задачи и развиваться с каждой картинкой, ну или с каждой десятой или сотой картинкой. Быть вежливыми и доброжелательными, но не давать себя в обиду. Изучать договорные и технические вопросы. Ну и просто получать как можно больше удовольствия от вашей работы!Инстаграм Лены: instagram.com/elena_bulayBehance Лены: behance.net/Grafimale