Лена Набокова — иллюстратор, закончила бывший Полиграф в 2019 году. Ее дипломный проект (авторская книга «Давай поговорим о космосе») вышел в издательстве Волчок. С тех пор Лена рисует книжки, комиксы и картинки для интернет-изданий, а еще помогает с рабочим и учебным процессом на кафедре «Иллюстрация и эстамп». Мы пригласили Лену поговорить с нами о художественном образовании в России. Вместе мы попытались разобраться, каковы его особенности, плюсы и минусы, а главное — понять: стоит ли иллюстратору учиться в университете?
— Лена, пожалуйста, расскажи нам немного о себе - своем образовании, иллюстраторской карьере и преподавательской деятельности!
—В 2019 году я закончила Полиграф (сейчас часть Московского Политеха) по специальности «художник-график». Мой дипломный проект (научно-популярная книга «Давай поговорим о космосе») был издан в конце того же года.
Я рисую картинки и комиксы для научно-популярного и новостных порталов, обложки и иллюстрации для книг. В университете я официально – методист на кафедре, ассистирую с организацией учебного процесса. А параллельно как раз помогаю вести группу первокурсников по иллюстрации.
—После окончания вуза ты пошла преподавать в университет. Почему ты решила пойти туда работать? Какие цели, как преподаватель, ты себе ставишь?
— Изначально я пошла в университет, чтобы была хоть какая-то стабильная зарплата в море фрилансерской неуверенности. Не было никакой миссии – мол, вот я, такая умная, пойду учить как надо. Но постепенно, уже начав как-то работать с ребятами, я поняла, что некоторые вещи и навыки, которые для меня являются некоторой обыденностью, для них – что-то неизведанное. Это касается не только технических вещей, но и чисто психологических – умение и готовность придумывать, адекватное отношение к своим работам и так далее. Мне хочется помочь студенту научиться думать, подходить открыто и с интересом к любой теме, чувствовать, когда нужно поднажать в анализе, а когда нужно расслабиться и дать волю интуиции и чутью. И вообще, общение с моими студентами – полный кайф для меня, потому что не только я могу им что-то новое рассказать, но и они, задавая вопросы и делясь своими наблюдениями, часто показывают мне новое (или забытое старое).
—Почему важно получать профессиональное образование и какие преимущества оно даёт? Ведь можно быть отличным художником, научившись всему самостоятельно.
— Мне кажется, что профессиональное образование важно для того, чтобы столкнуться с реальностью, отличной от своей. Действительно, можно быть хорошим художником, рисуя на одни и те же темы в одном и том же стиле. Можно развиваться самостоятельно, но ходить при этом кругами и всякий раз заново изобретать велосипед. А вот хорошая работа с преподавателями и единомышленниками помогает развиваться шире и быстрее, как мне кажется. Хотя, конечно, все люди разные – поэтому здорово, что сейчас есть возможности для разных форм обучения, не только государственные ВУЗы.
—Что из себя представляет учебная государственная программа для иллюстратора сейчас? На чем делается акцент?
— Это немного больная тема. Думаю, ни для кого не секрет, что у нашего государства образование не в приоритете, и уж тем более образование творческое, из-за чего бывает сложно выставить акценты. По иллюстрации мы начинаем с базовых понятий – композиция, ритм, образ, и простых заданий (к примеру, книжка-раскладушка без текста), которые помогают студенту с ними освоиться. И постепенно, знакомясь с новыми техниками и решая разные задачи (от детских книжек-картинок до книги-объекта и книги художника), люди открывают в себе какие-то склонности и возможности, которые помогают небезразлично заниматься иллюстрацией уже в интересном им самим направлении. Это, конечно, при условии, что они готовы учиться и меняться.
— Какие, на твой взгляд, преимущества есть у иллюстратора, получившего образование, перед самообучающимися?
— Какой-никакой опыт в работе с бо́льшим диапазоном задач, техник, программ. Потому что на самообразовании (я не беру сейчас какие-то основательные курсы типа Skillbox, Skillshare и Простой школы, потому что там есть преподаватели/лекторы и другие обучающиеся) люди в основном работают над тем, что им самим кажется интересным и важным, и рискуют даже не заметить то, на что им не хочется тратить время. В этом есть смысл, но мне кажется, что можно любое задание и задачу повернуть так, чтобы получить пользу для своей основной деятельности. К примеру, задание придумать логотип для студента-иллюстратора может быть отличным способом поработать над умением стилизовать и передавать четкий образ, даже если потом он к этим злосчастным логотипам никогда не прикоснется.
— Огромная проблема выпускника государственного творческого вуза — отсутствие понимания, как работает индустрия. Почему в государственных учебных заведениях не учат вести и организовывать творческий бизнес?
— Я могу говорить только об опыте обучения и работы в своем университете, но мне кажется, что загвоздка как раз в том, как система образования устроена. К примеру, у нас в университете право для иллюстраторов ведут не сами иллюстраторы или юристы с опытом работы в этой сфере, а люди, которым абсолютно без разницы, кому они читают сегодняшнюю лекцию – технологам или художникам.
А чтобы внести серьезные изменения в программу (допустим, организовать на нашей кафедре отдельную дисциплину «Право для иллюстраторов» или попросить кафедру права пересмотреть их подход к художникам) нужно серьезно попотеть. Поэтому знания о работе с заказчиками, организации своего творческого и рабочего процесса передаются студентам от преподавателей иллюстрации, и то только в случае заинтересованности сторон в таком диалоге. А преподаватели — тоже люди и могут заблуждаться, не знать тонкостей или не поспевать за развитием индустрии. Так и живем.
— В чем ты видишь главный минус и главный плюс государственной творческой системы образования?
— Мне кажется одновременно главные и плюс, и минус – это система. С одной стороны, у тебя есть возможность учиться бесплатно, твое время организованно сессиями и обязательными заданиями. С другой – есть обязательные государственные предметы и программы, без которых было бы лучше, чем с ними, а обязательные задания могут быть неадекватными и ненужными.
— Ну и главный вопрос, волнующий всех: стоит ли поступать в университет?
— Я думаю, стоит. Конечно, всегда надо рассчитывать свои финансовые, физические и ментальные возможности, учитывать свои интересы и желания. Не все в 17-18 лет стопроцентно заряжены на то, чтобы двигаться в одном и том же направлении и никогда не сворачивать. А для кого-то четыре года (не говоря уже о шести) обучения — это неоправданно долго. Короче, университет – это только один из десятков путей для того, чтобы разобраться, что тебе все-таки надо от жизни.В качестве иллюстраций в статье использованы некоторые Ленины комиксы. Их и другие Ленины картинки вы найдете в ее Инстаграме:: instagram.com/nabokovlen/Behance Лены: behance.net/nabokovaКнига Лены "Давай поговорим о космосе": labirint.ru/books/727870/