Блог
2020-09-04 08:00 Профессионалы о профессиях

Профессия: книжный иллюстратор

Нашу рубрику «Профессионалы о профессиях» открывает художник-иллюстратор Эя Мордякова. Эя работает в сфере книжной иллюстрации, сотрудничает с такими издательствами, как Livebook, Clever, Абрикобукс и МИФ и проиллюстрировала уже множество книг (например, «Дом, в котором…», «Охотники за облаками», «Павлин на прогулке», «Землеройки и щелезубы», «Солнечная система» и другие).
     
Мы задали Эе несколько вопросов, чтобы разобраться, что из себя представляет профессия книжного иллюстратора.

— В чем заключается работа книжного иллюстратора? В чем ее особенности и отличия от других видов иллюстрации?

— Книжный иллюстратор создает иллюстрации и обложки для книг — взрослых и детских, а иногда создает дизайн всей книги (или даже книжной серии) целиком. У такой работы, конечно же, есть своя специфика. Прежде всего, книжный иллюстратор плотно взаимодействует с текстом, поэтому для него важно уметь уловить авторскую идею, характеры героев, атмосферу и настроение произведения, прочитать то, что автор рассказывает между строк. Он должен уметь вычленять из текста ключевые сцены, понимать, как в своей иллюстрации не только передать мысль автора, но и дополнить ее с помощью визуального языка, не повторяя то, что автор уже сказал словами. Зачастую книжные иллюстраторы сами являются авторами текстов — и тогда для них очень важно найти баланс между текстовой и визуальной составляющей. А еще бывают сайлентбуки — книжки без слов вовсе, в которых иллюстратор рассказывает историю посредством лишь визуального языка.

Кроме того, много особенностей работы связано с форматом книги как многостраничного издания — книжный иллюстратор должен понимать, как построить раскадровку книги, как создать в ней движение и ритм, как через последовательность иллюстраций построить историю. Он должен понимать, какие инструменты есть в его арсенале, какие бывают иллюстрации — разворотные, полосные, полуполосные, виньетки, заставки, концовки и так далее — и какое впечатление на зрителя производит каждый из этих типов иллюстраций. Он должен также иметь представление о том, как выглядит хорошая верстка и дизайн книги, и о том, как книга устроена технически, а еще разбираться в том, какие бывают книги — пикчербуки, чептербуки, сайлентбуки, виммельбухи, комиксы, книги для взрослых, нонфикшн, учебник, иллюстрированная классика и так далее — и с каким типом он имеет дело в каждом отдельном случае.

Понимание особенностей взаимодействия с текстом, различных книжных форм и видов иллюстраций — важная составляющая работы книжного иллюстратора. Иллюстрации Эи к книге Натальи Евдокимовой "Павлин на прогулке", издательство "Абрикобукс"

Огромную роль играет возрастная аудитория — малыши, дошкольники, младшие школьники, средние школьники, подростки или взрослые. К каждой из этих категорий нужен особый подход в вопросах композиции, стилистики и сюжетов иллюстраций. Иллюстратор, работающий с книгой, должен понимать специфику восприятия каждой из этих групп зрителей.

К тому же, необходимо помнить, что книжный иллюстратор работает не один, а в большой команде, в связке с автором, редактором, арт-директором.

Как выглядит рабочий день книжного иллюстратора?

— Мне кажется, у всех он проходит по-разному! :) У меня на сами иллюстрации часто уходит в лучшем случае половина дня — а остальное время я трачу на организационные, технические вопросы и продвижение. Иллюстратор не только рисует — он вычитывает тексты, подписывает договоры, общается с заказчиками и коллегами, занимается самообразованием, обновляет портфолио и продвигает себя в соцсетях. На все это уходит очень много времени. Кроме того, у меня редко бывает только один проект в работе — зачастую это сразу несколько проектов разных уровней сложности — не только книжных, но и образовательных, а также личных. Раньше я могла работать до поздней ночи, но сейчас стараюсь не перерабатывать.

—Где и как книжному иллюстратору находить заказчиков? С кем можно сотрудничать?

— Заказчики книжного иллюстратора — это в основном издатели. Поэтому найти клиентов легче легкого. Достаточно зайти в книжный магазин (или в интернет-магазин), и посмотреть, какие издательства есть на рынке. Составить список, выбрать те, кому вы можете подойти, и прислать им свое портфолио (все контакты, как правило, есть на сайтах издательств).

Издатель может найти вас и сам — через соцсети или сайты-портфолио (например, Behance). Сейчас иллюстраторов всё чаще ищут через Instagram, поэтому стоит завести там профессиональную страничку. Много издателей сейчас общается на Facebook (но связываться с ними по рабочим вопросам корректнее всё же через почту).

Отличный способ оказаться замеченным — это сделать свой личный авторский проект и предложить его в издательство, а также участвовать в различных российских и международных конкурсах. Помимо прочего, можно попытаться выйти на западный рынок — самостоятельно или с помощью агентов.

Как строится сотрудничество книжного иллюстратора с издательством?

— Процесс зависит от каждого конкретного издательства, и от каждого отдельного проекта. Есть крупные издательства, в которых каждая иллюстрация должна пройти несколько стадий согласования — у дизайнера, арт-директора, директора. А есть более маленькие, в которых работы согласуются только с одним человеком, который является и арт-директором и редактором в одном лице.

Как правило, работа начинается с получения текста и его вычитки, и параллельно с этим — с обсуждения условий по оплате, лицензии и срокам. Если текст нравится, а условия устраивают, подписывается договор и начинается процесс работы.

Несмотря на кажущуюся изолированность иллюстратора, процесс создания книги — всегда командная работа. Иллюстрации Эи к новой книге Тони Шипулиной "Одно удивительное приключение трусливого рюма и глупого норика", издательство "Абрикобукс"

Рабочий процесс все ведут по разному. Я предпочитаю начинать с подбора референсов, сбора информации (особенно этот этап важен, если ваш проект — нон-фикшн) ассоциаций, продумывания атмосферы, цветовой гаммы, настроения и стиля книги. Затем я, как правило, фокусируюсь на дизайне персонажей, и только после этого перехожу к раскадровке, черновым эскизам, финальным эскизам и, собственно, к иллюстрациям.
Если вы работаете над чептербуком, то очень важно на начальном этапе вычленить ключевые сцены, которые вы будете иллюстрировать, и убедиться, что иллюстрации расположены в книге равномерно. Обложку я обычно предпочитаю делать в конце, но часто издателю она может понадобиться для рекламы в середине, а то и в начале работы над проектом. В процессе работы я часто возвращаюсь к тексту, чтобы не упустить какие-то важные детали и не сделать фактических ошибок.

Важно понимать, что на каждом этапе вы находитесь в контакте с арт-директором и с автором, и на каждом из этапов происходит утверждение идей, наработок и эскизов.

— Каковы расценки в книжной иллюстрации? Возможно ли сделать книжную иллюстрацию своим основным заработком?

— Основным — наверное, возможно, единственным — не думаю :) Мало кто из иллюстраторов обеспечивает себя исключительно книжными проектами. По моим наблюдениям, работа книжного иллюстратора, в отличие, например, от работы рекламного — одна из самых малооплачиваемых (и при этом одна из самых трудозатратных) на рынке иллюстрации. В среднем полосная иллюстрация (на 1 страницу) стоит около 3000 рублей. Это очень мало, учитывая, сколько вы потратите времени и сил на работу.

Кроме того, книжные проекты — очень долгосрочные, и выплата по завершении проекта может быть не сразу, а через месяц или даже три. Многие издатели, к сожалению, не соглашаются на предоплату.

Однако работа с книгой — это очень интересно и по-своему престижно. В книгу часто приходят больше по любви, чем за деньгами. Но если вы решите работать с книгами, вам важно знать, какими еще проектами вы сможете себя финансово поддержать. Это могут быть иллюстрации в других сферах — рекламной, журнальной иллюстрации, частные заказы, образовательные проекты и так далее. У меня много разных клиентов во всевозможных сферах — от упаковки до деревянных игрушек.

Проекты в других сферах иллюстрации могут стать отличным финансовым подспорьем. Иллюстрации Эи для настольной игры "Имаджинариум"

— Как оценивать свою работу?

— При оценке работы важно учитывать несколько факторов. Прежде всего, это стоимость вашего труда исходя из того, сколько примерно вы хотите зарабатывать в месяц. Союз иллюстраторов составил очень удобный калькулятор, который позволяет посчитать эту сумму исходя из ваших расходов. Далее вы можете прикинуть, сколько примерно времени займет создание одной иллюстрации и рассчитать ее стоимость.

Следующий фактор — это условия лицензии, то есть то, как именно, на какой территории и как долго будет использована ваша иллюстрация. Чем шире предоставляемая клиенту лицензия, тем больше может быть надбавка за нее. Лицензия бывает исключительной и неисключительной (это прописано в договоре). Неисключительная — когда клиент не единственный, кто может использовать эту иллюстрацию (например, вы можете напечатать с ней открытки или продать кому-то еще), или исключительная — когда в обозначенных договором пределах клиент единственный, кто может использовать вашу иллюстрацию. Пределы эти могут быть разными — территория (например, только РФ), тираж, срок и так далее. Издатели в 99% случаев нуждаются в исключительной лицензии (ведь кто захочет, чтоб другое издательство вдруг выпустило такую же книгу?), но пределы этой лицензии можно и нужно ограничивать по территории, срокам и/или тиражу. Очень часто издатели пытаются забрать у вас исключительное право (в договоре вы увидите формулировку отчуждение исключительного права или передача исключительного права). Это значит, что они хотят забрать права навсегда! Это должно стоить баснословных денег, которых никто вам не предложит. Никогда не отчуждайте исключительное право!

Еще один фактор — это рынок. Сразу скажу, что в работе над книгой у вас вряд ли выйдет получить за иллюстрацию столько, сколько она стоит исходя из вашего времени, и вам придется так или иначе считаться со средней по рынку стоимостью. Компенсировать это можно в других, более оплачиваемых проектах.

Также важно повышать стоимость вашей работы с ростом вашей квалификации, опыта, популярности и востребованности.

— Какими навыками, знаниями и качествами нужно обладать, чтобы стать успешным книжным иллюстратором?

— Прежде всего, мне кажется, нужно любить книги. Любить читать, анализировать текст, уметь почувствовать авторскую мысль, настроение. Важно уметь раскрыть в иллюстрации эмоции персонажа — через мимику, позу жесты, сделать его узнаваемым в разных ракурсах и разных позах. А еще важно уметь передать настроение каждой сцены через цветовую гамму, композицию, визуальную метафору.


Чуть ли не основным качеством, которое пригодится книжному иллюстратору, является терпение, и способность долго работать над одним проектом. Книжные проекты — очень долгосрочные, работа может занять от нескольких месяцев до полугода, и нужно быть к этому готовым.

А еще важно вежливо общаться, четко доносить свою мысль, договариваться и иногда идти на компромиссы, но при этом уметь, если нужно, вежливо отстоять свои идеи.

— Где учиться на книжного иллюстратора?

— В России есть несколько вузов, которые готовят именно книжных иллюстраторов — это Высшая Школа печати и медиатехнологий в Санкт-Петербурге (бывший СЗиП), Московский Государственный университет печати.

Очень классно учат думать и работать в современной индустрии в Британской высшей школе дизайна, как на британской, так и на русской программах, хотя я не сказала бы, что они ориентированы именно на книжную иллюстрацию

Кроме того, сейчас есть множество курсов и школ, где в оффлайне или в онлайне можно научиться всему, что нужно иллюстратору — например, курсы Азбуки Морса, Элины Эллис или Цеха Книги.

И, конечно, можно учиться самостоятельно — развивать насмотренность, изучать много разных иллюстрированных книг, читать интервью, смотреть обучающие видео. Интернет сейчас предоставляет множество возможностей для самообучения!

— Что самое сложное в работе книжного иллюстратора? А самое интересное?

— Я бы сказала, самое сложное — это провести проект от начала и до конца, не разлюбить его за полгода работы. И это же — самое интересное. А еще — прочувствовать текст, понять и ухватить авторскую идею.

— С точки зрения книжного иллюстратора, чего не хватает в индустрии? Что хотелось бы исправить?

— Мне кажется, сейчас книжной индустрии очень не хватает поддержки — государственной или спонсорской. Тиражи очень маленькие, гонорары художников — тоже. Зачастую издателю дешевле и проще выкупить права и перевести уже существующий зарубежный проект, чем издавать отечественных иллюстраторов. Это очень печально — хотелось бы, чтоб эта ситуация изменилась. Конечно же, тут многое завязано на экономической ситуации в целом. Книги — не предмет первой необходимости, а покупательская способность у населения очень низкая.

Также мне кажется важным развивать насмотренность и вкус к иллюстрации как у иллюстраторов, так и у читателей. Очень многие зрители в нашей стране пока не принимают новую, современную книжную иллюстрацию, а также современные, актуальные сюжеты и темы.

Иллюстрации Эи к книге Тони Шипулиной "Землеройки и щелезубы", издательство "Абрикобукс"

Кроме того, необходимо повышать уровень правовой грамотности самих иллюстраторов. Многие иллюстраторы боятся торговаться, защищать свои права, говорить «нет». Они зачастую даже не читают договор и отчуждают исключительное право на свои работы — а клиенты, конечно же, этим пользуются. Во многом именно от этого гонорары иллюстраторов становятся все ниже, и страдает вся индустрия в целом. Мне бы очень хотелось, чтобы иллюстраторы поверили в себя и научились защищать свои права. Реальность такова, что, к сожалению, никто не позаботится об этом, кроме нас самих.

— Пожалуйста, поделись с иллюстраторами одним важным, на ваш взгляд, советом.

— На мой взгляд, самое главное для иллюстратора — это сохранить психическое здоровье. У нас принято, что художник должен быть не только голодным, но и несчастным. И правда, мы, иллюстраторы — зачастую очень чувствительны, ведь чувства, эмоции — это наш рабочий инструмент. Но этот инструмент надо обслуживать и обращаться с ним аккуратно, иначе мы не сможем создавать наши замечательные работы. Поэтому мой главный совет — это заботиться о себе, своем психическом состоянии, не перерабатывать (это может вылиться в выгорание), отдыхать, говорить «нет», когда это нужно, не предавать себя, не соглашаться на унизительные условия, поменьше сравнивать себя с другими, верить в себя и свое творчество!

Инстаграм Эи: instagram.com/eya.and.monsters
Сайт Эи: eyamordyakova.com