Блог
Профессионалы о профессиях Интервью

Светлана Гайворонская: «Рисование мультфильмов — не что-то недосягаемое»

Мы часто говорим об иллюстрации как о чрезвычайно обширной сфере, и много обсуждаем с нашими гостями в интервью и эфирах различные направления в иллюстрации. Но существуют и другие креативные области, в которых иллюстратор может применить свои навыки — и сегодня мы поговорим об одной из них.

Героиня этого интервью — Светлана Гайворонская, художница, которая 10 лет назад уехала жить в Канаду и сменила финансы на арт. С тех пор она рисует для индустрий развлечений (иллюстрация, игры, кино, анимация) — а сейчас руководит командами художников в анимационных студиях США и Канады. Среди ее клиентов есть Dreamworks и Disney, она рисовала для Рика и Морти и анимационной версии Ночи в Музее. Параллельно студийной работе Света ведет авторский курс по Окружению в Анимации и предлагает личное менторство — для тех, кто тоже хочет рисовать мультфильмы и найти ту самую работу мечты.

Мы расспросили Светлану об индустрии анимации, о ее специализации — дизайне окружений, и о том, как профессия художника в анимации пересекается с иллюстрацией.
— Для начала расскажи, пожалуйста, немного о профессии в целом: кто это — художник по окружениям в анимации, что делает, где это применяется, с кем работает?
— Такой художник может работать в одном из нескольких отделов анимационной студии, которые отвечают за дизайн окружений. Все эти отделы сообща, но на разных этапах производства, создают вселенную, в которой происходит история. Это и придумывание локаций, и отрисовка всех кадров (иногда их может быть больше тысячи), и подгонка окружений под персонажа. Работаем в Photoshop (это часто удивляет, так как с ним многие знакомы и не верится, что мультфильмы могут создаваться в нем). Художников по окружениям задействуют на самых разных проектах. Сегодня это может быть полнометражный мультфильм, а завтра несколько коротких эпизодов для анимационного сериала.
Дизайн окружения для проекта The Vindicators (спин-офф мультсериала "Рик и Морти"), в рамках которого Света работала как художником, так и супервайзером
— Какие ключевые характеристики индустрии ты бы выделила? Какова ее специфика?

— Если говорить про специфику, то это контрактная работа, но контракты часто долгие, могут быть на несколько лет. Это, пожалуй, самое большое отличие от иллюстраторского фриланса. В анимации после нахождения первой работы часто следующую уже особо и не нужно искать. Либо студия продляет контракт на следующий проект, либо получаешь предложения от других студий. То есть это довольно стабильная творческая профессия, со всеми бонусами, пенсионными отчислениями и страховками. Короткие фрилансерские варианты тоже есть, их можно взять сверху для тех, кто хочет. Я люблю брать такие проекты для расширения портфолио и связей с другими студиями. Ну и дополнительный заработок тоже :) В странах СНГ чаще продолжительные контракты и меньше фрилансерских, насколько я могу судить по отзывам моих студентов.

Здесь же, думаю, уместно упомянуть и гонорары, которых можно ожидать — конечно, я говорю с позиции художника, работающего в Канаде. Зарплаты в анимации средние по стране, схожи с другими индустриями. Если ориентироваться на канадские студии, то новичок будет получать около 45-50 000 (канадских) долларов в год, художник со средним опытом до 75 000 долларов в год, супервайзер от 75 000 долларов в год — и там уже зависит от опыта и общения на собеседовании. Фрилансерские ставки - 30-40 долларов в час.
— А как обычно строится работа над проектом? Как выглядит рабочая динамика внутри команды?
— На каждом проекте все очень структурировано, есть четкое разделение по отделам, иерархия и дедлайны. При этом нагрузка очень адекватная и приятная. Для каждого отдела есть супервайзер и иногда лид-художник. Эта иерархия немного отличается от работы в играх, где лид = супервайзеру.

В анимации супервайзер — самый сильный художник, который к тому же выполняет все организаторские функции отдела (распределяет нагрузку, отвечает за отдел перед арт-директором и заказчиком, присутствует на стратегических созвонах, принимает решения по локациям и т.п.). Еще супервайзер выполняет функцию "контроля качества", отсматривает все кадры, правит их, если нужно, отправляет на переделку и дает обратную связь художникам.

Лид — тоже самый быстрый и сильный художник в команде, который чаще всего выполняет самые сложные локации и кадры и помогает супервайзеру с креативными задачами, например, создает библиотеку фильтров или элементов.
Hero Elementary (анимационный сериал PBC Kids) — на этом проекте Света была лид-художником по окружениям
Процесс, как и иерархия, тоже стандартизирован, так как в проектах часто задействовано несколько сотен художников в разных отделах. Все отделы получают аниматик (анимированные сториборды), сценарий, дизайны локаций, пропсов и персонажей, трекер по сценам и анализ каждой сцены. Супервайзер анализирует все материалы и заносит все в трекер, созванивается с командой, подсвечивает сложные места в истории, создает или собирает необходимые материалы (арт-библию, фильтры, текстуры, кисти). Дальше идет распределение задач и сам процесс отрисовки. После того, как кадры утверждены супервайзером, они отправляются на проверку арт-директору или сразу в анимационный отдел.

В странах СНГ процесс может быть устроен чуть иначе, например, художник может выполнять несколько ролей, рисовать и персонажей и локации. В этом я вижу плюс — можно больше материала в итоге добавить в рабочее портфолио.
— Какие hard и soft skills нужны в этой сфере? (И бонусный вопрос, волнующий многих: обязательно ли нужно владеть английским?)

— Самый частый вопрос про навыки (и то, что останавливает многих художников) — нужно ли анимировать? Нет! Этим занимается отдел анимации. Художники по окружению, персонажам и пропсам занимаются только этими частями и рисуют только их.

Для того, чтобы стать художником в анимации, необходимо уметь рисовать (часто базово, каких-то нереально крутых навыков рисования зачастую не требуется), уверенно владеть либо линией, либо цветом/объемом/освещением. Для дизайнера локаций необходимо уметь стилизовать в разных стилях. Вообще, понимание стиля и попадание в него — это ключевое для работы в анимации. Частые промахи художников, которые я вижу — это не уровень рисования, а именно отхождение от стиля. Для этого нужны внимательность и аккуратность. Еще такая работа предполагает регулярные правки, так что к ним стоит сразу быть готовым, как к части рабочего процесса.

Про уровень английского тоже часто спрашивают. Сейчас, когда большинство студий работает удаленно, английский требуется базовый, чтобы понимать, что тебе пишет супервайзер, и правки, которые нужно внести. И, конечно, чтобы рассказать о себе на собеседовании. Повседневное общение происходит в чатах текстом, может быть пара групповых звонков в неделю с командой, но там особо не требуется говорить (больше новости от руководителя). Так что сильно волноваться из-за английского я бы не стала, тут много приезжих ребят работает, точно далеко не у всех он родной.
— Как эта сфера пересекается с иллюстрацией, на твой взгляд? А что значительно отличается?

— Основное отличие от иллюстрации — персонаж отдельно, вселенная — отдельно. Часто ко мне на консультации приходят иллюстраторы, и им бывает поначалу сложно переучиться представлять кадр без персонажа. При этом происходит более полное погружение в мир истории, начинаешь еще лучше продумывать окружение.

Еще одно большое отличие от многих направлений иллюстрации в том, что каждый проект не похож на другой, и стиль меняется от проекта к проекту. Через несколько лет художник уже может рисовать практически в любом стиле. В этом я вижу преимущество: есть и практика по стилям регулярная, и не надоедает рисовать одну тему. Прокачиваешься за несколько лет нереально, и со временем можешь нарисовать практически что угодно в любом стиле.

Из того, что близко к иллюстрации (я работала иллюстратором активно первые пять лет моей творческой карьеры, брала фрилансерские заказы параллельно студийной работе): работа с историей. Визуальное повествование, передача истории даже в самых небольших деталях, пасхалки и тому подобное. Мне очень помогает мой иллюстраторский опыт сейчас.
Little Demon (анимационный сериал FXX), проект, на котором Света работала супервайзером отдела BG colour
— Как бы ты посоветовала поступить тем, кто переходит из иллюстрации в 2D анимацию и хотел бы развиваться как художник в этой сфере? С чего начать, на что обратить особое внимание?

— Если вы художник и хотите перейти в индустрию анимации, я бы посоветовала изучить специфику, особенности отрисовки кадров, углы камеры, композиция кадра и т.д. (это идет из индустрии кино), посмотреть популярные мультфильмы и выделить основные актуальные стили. И, конечно, перепрошить портфолио под конкретно эту индустрию. Просто хорошего художника, к сожалению, студия рассматривать не будет. Необходимо в портфолио показать, что вы понимаете, какие задачи будете выполнять и что вы знаете специфику работы. Или прийти ко мне на обучение, я все расскажу по шагам :)

— Понимаем, что это вопрос, на который сложно дать исчерпывающий ответ в небольшом интервью, и все-таки: что же именно нужно показать в портфолио?

— В портфолио нужно показать:

1) разнообразие актуальных стилей

2) свой стиль

3) понимание специфики работы и той позиции, на которую вы претендуете (от позиции к позиции портфолио может чуть меняться, так как задачи у разных отделов отличаются)

Огромного портфолио не требуется, на моем опыте студенты находили работу и с двумя проектами в портфолио.

— А как устроен процесс поиска работы? Как предлагать студиям свою кандидатуру?
— Процесс найма предполагает отбор по портфолио, выполнение арт-теста и интервью. При поиске работы есть своя специфика; если совсем кратко, то секрет успешного найма = стратегически правильное портфолио + правильный агрессивный нетворкинг + немножко (прогнозируемой) удачи. Для этого я как раз создала группу по найму в анимации (Света ведет эту группу в паре с карьерным коучем — прим. Среды). В поиске работы, действительно, есть неочевидные нюансы. Но все происходит намного быстрее и комфортнее (и результативнее), когда знаешь, что делать.
Еще один кадр из проекта The Vindicators (спин-офф мультсериала "Рик и Морти")
— Пожалуйста, поделись с нашими читателями одним важным, на твой взгляд, советом.

— Если бы я давала один совет, то он звучал бы так: "Если хотите чего-то, идите и пробуйте обязательно!"

В креативной индустрии часто присутствует много волнения и сомнений. "А достаточно ли я хорош?", "А буду ли я справляться с нагрузкой" и т.п. Нас оценивают не только по нашему опыту, ответственности и тому, насколько приятно с нами работать, но и по нашим творческим навыкам и портфолио. Я бы советовала с холодной головой пробовать, идти к своим мечтам и желаниям, прокачивать параллельно навыки (в том числе и навыки поиска работы) и портфолио.

Рисование мультфильмов — не что-то недосягаемое, не для избранных где-то там. Оно для простых ответственных ребят, которые в один прекрасный день просто решили, что теперь это будет их работа, запаслись терпением и пошли в этом направлении.

И в один день вы просто подписываете контракт с той самой студии мечты, смотрите мультфильм, нарисованный вами, с друзьями. Это все реально.
Instagram Светы, где она ведет блог о своей работе: instagram.com/juspa

Курс Светы по окружениям в 2D анимации: jumangy.com/lobgwelcome