Блог
Проекты Полезное

Книжка-картинка от концепции до издания

Эта статья открывает новую рубрику нашего блога — Проекты. В ней мы предлагаем художникам рассказать о своем рабочем процессе и поделиться опытом создания полноценного проекта. Такое закулисье наблюдать не только интересно, но и полезно — можно отследить работу поэтапно, проанализировать успехи и ошибки, перенять удачные методы и приемы и вдохновиться на новые свершения. С радостью представляем вам первую гостью новой рубрики — это иллюстратор Настя Забабашкина (@zababashkina_art) со своим проектом книжки-картинки.

— Меня зовут Настя, мне 22 года, я художник-иллюстратор. По образованию я художник по керамике, но 3 года назад открыла для себя иллюстрацию и начала самостоятельно развиваться в этой сфере. Я работаю как фрилансер и продолжаю постоянно учиться: прохожу курсы, читаю, смотрю лекции, анализирую работы коллег и стараюсь экспериментировать и пробовать новое в работах. Именно этим меня и привлекает иллюстрация — всегда есть куда расти и что попробовать.

В конце июня мне пришло предложение проиллюстрировать книжку Great to be a Dad ("Здорово быть папой") от автора Натальи Магвайр. История очень забавная: она о мальчике, который размышляет о том, как же здорово будет стать папой. Конечно, можно будет не ходить в школу, гулять под дождем без зонта, а ночью не ложиться спать и продолжить веселиться. Поскольку я очень люблю работать над книгами с забавными сюжетами, отказаться было сложно.

У нас с Натальей это не первый совместный проект: буквально несколько месяцев назад на Амазоне начались продажи нашей книжки про эмоции My Body Sends a Signal ("Мое тело посылает сигнал").

Часть первая: концепция

Конечно, начало работы над книжкой требует погрузиться в историю, поэтому всё начинается именно с прочтения текста. Я перечитываю текст несколько раз, записываю первые мысли и идеи, а затем задаю себе наводящие вопросы, которые помогают мне определить задачи на книжку. Какие визуальные приёмы я буду использовать? Какой ритм у истории? Что важно, а что второстепенно? Для этого я завожу отдельную тетрадку, так мне проще планировать работу и решать концепцию.

Передо мной стояла задача визуально решить юмор в книге, и я рыскала в интернете, просматривая и анализируя книжки подобного жанра, мне было важно понять, какие приемы и инструменты для этого используются. Так в книжке появились новые персонажи, которых нет в тексте: дурашливый пёс и гордый попугай. Тогда же решилось, что развороты будут очень детализированные: я чувствовала, что этого требует история. Для меня это было настоящим вызовом — до этого я всячески избегала деталей в своих иллюстрациях, они меня пугали. Я не думала, что когда начну их рисовать, это будет таким медитативным процессом — забавно делать такие открытия о себе.

Именно на этапе концепта я редко делаю зарисовки, обычно веду записи, ищу необходимую информацию и собираю мудборд. Мудборд помогает мне более или менее определить стилистику будущей книжки, её атмосферу и настроение. Так у меня собирается общее видение проекта.


Часть вторая: разработка персонажей

Разработка персонажей — определенно один из важнейших этапов работы над книгой и, наверное, один из самых сложных для меня. Ведь читатель будет следить за развитием персонажей на протяжении всей книги, и они должны быть живыми, правдоподобными, чтобы заставить зрителя поверить в них, а это непростая задача.

Сначала я придумываю детали характера персонажей. Я начинаю с небольших текстовых описаний, а затем рисую эскизы — делаю много наработок на бумаге, пока не буду довольна результатом и персонаж не получится в характере. Одна вещь, на которую я ориентируюсь, когда рисую — это создание внешней особенности для каждого героя, которая будет отражать его личные качества. Например, такой особенностью в попугае является его хохолок. Поэтому я намеренно выбрала из всех разновидностей попугаев именно белохохлого какаду. Мне показалось, будет забавно, если все свои эмоции он будет выражать через него, и такая деталь лучше всего подчеркнет его вредный характер.
У меня очень легко всё прошло с персонажами домашних животных и девочкой, а вот с мужской половиной персонажей пришлось повозиться. С главным героем было особенно сложно — его требовалось нарисовать в двух возрастах, а у меня никак не складывался его взрослый облик. Первый вариант персонажа очень отличался от того, каким он получился в итоге, новая версия получилась более выразительной.


Мальчик тоже менялся, мы с автором решили сделать его повзрослее, а большие очки оставить только у главного героя.


Часть третья: раскадровка

Этот этап я обожаю! Мне нравится проводить много времени, решая внутренний ритм книги, придумывая сценки и параллельную тексту историю.

Раскадровка помогает дать общий взгляд на всю историю, проследить насколько последовательной и целостной она получается.


Я начинаю с очень схематичных скетчей, к которым делаю текстовые пояснения, для меня важно в самом начале придумать, как обыграть текст и решить сцену.


Часто видение сцены у меня появляется, исходя из понимания героев. Если хорошо знаешь персонажей, их характеры, то представляешь, как они проведут себя в разных ситуациях. А иногда можно зацепиться за одну выразительную строчку. Например, решая первый разворот, я отталкивалась от строчки "when l'm the daddy of the house and more than six feet tall" ("когда я стану папой и буду ростом под два метра"). Я хотела с самого начала книги задать правильную интонацию истории — очень веселую и несерьезную.


На разных этапах раскадровки я печатаю макет, чтобы была возможность физически полистать книгу и исправить погрешности. Какие-то ошибки просто не замечаешь в формате раскадровки, но если распечатать книжку в масштабе 1:1, то многое "всплывает". У меня так случилось при печати промежуточного макета, оказалось, я очень промахнулась с масштабом, рисуя персонажей, и намельчила. Благо на начальном этапе это было поправить несложно.


Когда черновая раскадровка решена и утверждена с заказчиком, я начинаю разбирать каждый разворот и уточнять композицию. Получается такая чистовая раскадровка:


Часть четвертая: решение стиля и цвет

Пришло время для цвета. Ещё на этапе концепта я решила, что буду использовать две цветовые палитры: дневную для событий происходящих в фантазии героя и вечернюю для того, что происходит в реальности.

Чтобы определиться со стилем и нащупать технику, которую буду использовать в книге, я решила нарисовать один разворот. Я сделала его буквально за 2-3 часа — очень интуитивно. Тогда у меня ещё не была подобрана определенная цветовая палитра, и в итоге она начала складываться, исходя из этого пробника.


Самым сложным было добиться цельности между разворотами с вечерней и дневной цветовой гаммой. Я не могла решить, как сделать органичный переход между ними, получалось бессвязно и резко. Мне нужно было найти какое-то решение для этого, но я провела слишком много времени над работой и уже неделю топталась на месте. А когда твоя работа постоянно перед глазами, то свыкаешься с тем, что получается и сложно вносить какие-то глобальные изменения.


Тогда я подумала, что мне нужен взгляд со стороны. Я решилась опубликовать раскадровку с цветом в сторис инстаграма на обсуждение и получила несколько очень ценных советов — спасибо за это моим подписчикам :) Всё сразу встало на свои места.

Часть пятая: финальная отрисовка

Следующий большой этап работы — финальная отрисовка. Он уже более спокойный и расслабленный, я рисую его под какой-нибудь подкаст или сериал, а когда иллюстрации готовы, делаю финальную вёрстку и готовлю файлы к печати. В этом специфика работы с частным заказчиком, приходится отвечать за немалую часть этапов книгоиздания, которые обычно берет на себя издательство. Но это определенно очень важный и интересный опыт! Этот проект — один из тех, которыми я горжусь больше всего за последнее время, и я рада была рассказать о нём.




Instagram Насти: instagram.com/zababashkina_art
Behance Насти: behance.net/Zababashki6764
Книгу, о которой Настя рассказала в статье, можно выиграть в нашем совместном розыгрыше! Вот тут: instagram.com/illustratorskaya_sreda