Толковый словарь
2020-09-04 07:00

Т-Я

Тетрадь (книжная) — составная часть блока издания, полученная в результате фальцовки печатного листа. Именно такой тип блока обеспечивает книге хорошую долговечность и прочность при низкой трудоемкости переплетных процессов. Простые тетради складываются из 8 (16, 32) страниц. Сложные тетради состоят из 4, 12 или 24 страниц, либо имеют дополнительные элементы конструкции, например, форзацы или иллюстрации-вклейки.

Тираж — количество экземпляров печатного издания одного названия. Термин употребляется главным образом применительно к издательскому делу. От объема тиража может зависеть гонорар автора и/или иллюстратора, которые принимают участие в создании книги.

Титульный лист (также просто "титул") — одна из первых страниц книги, предваряющая текст произведения. На титульном листе размещаются основные выходные сведения: имя автора, название книги, место издания, название издательства, год издания. Может занимать одну или две полосы книги. Может быть иллюстративно оформлен. (см. также Фронтиспис, Шмуцтитул, Выходные сведения)

Фальцовка (от нем. Falz — сгиб) — операция сгибания, складывания в определенном порядке печатного листа с целю получения тетрадей. (см. также Печатный лист, Тетрадь)

Форзац — элемент конструкции книги в самом ее начале, лист, соединяющий книжный блок с переплетной крышкой и скрывающий место их скрепления. Существует также нахзац - элемент переплета книги, лист, соединяющий книжный блок с задней стороной переплетной крышки. По сути ничем не отличается от форзаца и является его эквивалентом в конце книги. Обычно оба этих элемента помимо функции скрепления блока с переплетом выполняют декоративно-оформительскую функцию.

Фронтиспис — иллюстрация, размещаемая на одном развороте с титулом слева от него. (см. также Титульный лист)

Цветовое пространство — модель представления цвета, основанная на использовании цветовых координат. Задаются несколько основных цветов, образующих координаты; спектр цветов между этими координатами, полученных путем смешивания базовых цветов, как раз и является цветовым пространством. Это необходимо для того, чтобы сделать возможным задание и определение цветов унифицированным образом. Разные цветовые пространства используются для разных целей (передачи цвета на мониторах, в интернете, на печати) и влияют на воспроизведение цвета изображения. Цветовое пространство необходимо учитывать при подготовке иллюстраций к печати.Две самых распространенных цветовых модели — RGB и CMYK. 

RGB (англ. Red, Green, Blue - красный, зеленый, синий) — цветовая модель, базовыми цветами в которой являются красный, зеленый и синий, а новые цвета образуются путем сложения этих цветов. Смешение всех цветов (а точнее, лучей света) этой модели дает белый. RGB предлагает самый широкий выбор цветов. Комбинируя основные цвета (красный, зеленый и синий) в разных количествах, вы можете добиться любого цвета с большой точностью. Самое распространенное цветовое пространство с использованием этой модели - sRGB. Оно используется в мониторах, домашних принтерах и Интернет-сайтах. Однако для профессиональной печати оно не подходит, и тогда необходим перевод в CMYK. 

CMYK — (англ. Cyan, Magenta, Yellow, Key color (Black) - сине-зеленый (циан), маджента, желтый, черный) — цветовая модель, базовыми цветами в которой являются циан, маджента и желтый, а новые цвета образуются путем вычитания этих цветов, то есть, чем больше цвета смешиваются, тем темнее они становятся. Смешение всех цветов (а точнее, красок) этой модели дает черный. Схема CMYK обладает сравнительно с RGB меньшим цветовым охватом. Цветовые пространства с использованием этой модели используются в профессиональной полиграфии, поэтому изображения для печати необходимо переводить в CMYK.

Цифровая печать — метод получения оттисков из подготовленных электронных файлов, который не предусматривает применение печатных форм. Оттиски создаются непосредственно на носителе без промежуточного переноса. Цифровая печать бывает двух типов – лазерная и струйная. Методом лазерной печати изготавливают визитки, буклеты, брошюры, книги, небольшие плакаты и другая малоформатная продукция. Струйную печать применяют в широкоформатной полиграфии – для производства растяжек, баннеров, плакатов и другой продукции.

CMYK см. Цветовое пространство

Чептербук (от англ. chapter book - книга с главами) — книга, разделенная на главы. В отличие от книжек-картинок, книги с главами рассказывают историю преимущественно через текст, а не изображение, но при этом могут содержать множество иллюстраций, которые сопровождают и дополняют повествование.

Шелкография — разновидность трафаретной печати. Используется для печати изображений и текстов. Изображение переносится на печатную поверхность с помощью печатной матрицы (натянутое на раму полотно из синтетических нитей). На полотно наносится светочувствительная эмульсия. Трафарет засвечивается. В нужных местах эмульсия вымывается. Через свободные ячейки краска продавливается на печатную поверхность с помощью печатного станка. Для каждого цвета подготавливаются отдельные печатные матрицы, которые при наложении образовывают полноцветное изображение. Одно из главных достоинств этой технологии заключается в возможности печати на любой плоской поверхности: дерево, бумага, текстиль, металл, стекло.

Шмуцтитул — специальная страница, предваряющая каждый раздел книги, если таковые в ней имеются. Может содержать название части, эпиграф и/или небольшую иллюстрацию. (см. также Титульный лист)

Шорт-лист (от англ. shortlist, буквально "короткий список") — список финалистов конкурса, из которых жюри выбирает победителей. Существует также лонг-лист ("длинный список), предыдущая стадия отбора. Попадание в шорт- и лонг-лист конкурсов зачастую не менее престижно, чем победа в какой-либо из номинаций, поскольку в иллюстраторских и писательских конкурсах шорт-лист и лонг-лист публикуются в общественном доступе, а потенциальные клиенты и заказчики из индустрии просматривают эти списки в поисках новых имен и специалистов для сотрудничества.

Шрифт — это система визуального отображения информации при помощи условных символов, графический рисунок начертания букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. В шрифте одни и те же буквы имеют одинаковое начертание.

Наборный шрифт сконструирован из стандартных взаимозаменяемых элементов (стоек, штрихов и т. д.), начертание которых стабильно и закономерно. Каждый наборный шрифт имеет присущую всем его знакам и литерам ширину и высоту (вернее, соотношение высоты и ширины). Эта закономерность обеспечивает гармоничность шрифта, его художественную целостность и универсальность.

Рисованный (рукописный) шрифт создается вручную ради конкретного произведения — надписи, а не для изобретения гарнитуры. Знаки, составляющие рукописную надпись, не существуют отдельно друг от друга, композиция воспринимается, как единое произведение. Знаки рукописного шрифта также придерживаются цельности и закономерности, присущих наборному шрифту (одни и те же буквы имеют одинаковое начертание), однако их рукописная природа добавляет им уникальности начертания. (см. также Леттеринг)