Права

Договор: на что обратить внимание?

Творческая составляющая профессии иллюстратора часто затмевает собой все остальные — но никогда не стоит преуменьшать значимость финансовых и правовых аспектов. Абсолютно естественно теряться и путаться в этих темах, не разбираться в сложной терминологии и робеть при виде десятков пунктов договора, однако избегать этих сложностей вечно не получится . Чем раньше каждый иллюстратор начнет разбираться в своих правах и отстаивать их, тем продуктивнее и безопаснее будет его дальнейшая практика.

Итак, в следующий раз, взяв договор в руки, не откладывайте его, прочитав лишь заголовок. Название договора само по себе не всегда отражает его наполнение. Судить о договоре можно, только разобравшись во всех пунктах и подпунктах, которые его составляют. Ниже мы постараемся разобрать основные аспекты как можно более подробно. Приглашаем вас разобраться вместе с нами.

Предмет договора: что именно вы создаете и в какой форме передаете на это права заказчику

Уже в самом начале договора нужно убедиться, что в нем четко сформулировано, сколько иллюстраций вы создаете: в таком случае, вы точно будете уверены в оговоренном объеме работы, а у заказчика не получится манипулировать количеством иллюстраций. Там же должно быть указано, какую именно лицензию на использование этих иллюстраций вы предоставляете заказчику (об этом - ниже).

Если иллюстраций много и они разных типов (например, обложка, леттеринг, форзац, иллюстрации в блок, оформление колонтитулов) — можно составить отдельный документ-приложение — техническое задание, в котором количества и параметры требуемых иллюстраций будут расписаны подробно. В таком случае, договор должен обязательно ссылаться на это приложение.

Тип передачи прав: исключительная или неисключительная лицензия

Исключительная лицензия (ГК РФ 1236 1.2) Как правило, издательства работают именно с такой формой передачи прав на использование. На протяжении действия такого договора передать лицензию другим лицам вы не можете, но авторские права остаются за вами.
 
Неисключительная лицензия (ГК РФ 1236 1.1) Предоставив заказчику такую лицензию на использование ваших произведений, вы можете продолжать реализовать те же произведения по своему усмотрению, в том числе предоставлять неисключительную лицензию на те же произведения кому-то еще. Такая форма передачи прав на использование подходит, например, для работы с частными заказчиками, для которых эксклюзивность не так принципиальна.

Существует также отчуждение исключительного права*, но сотрудничество в такой форме фактически лишает автора всех привилегий в отношении произведения и существенно ограничивает возможности его реализации и монетизации в дальнейшем. По закону это возможно, но в идеале должно оплачиваться в РАЗЫ больше, чем любая лицензия: ведь по сути вы предоставляете заказчику право пользоваться вашими работами на много десятков лет! Именно поэтому имеет смысл вместо отчуждения исключительных прав договариваться об исключительной лицензии и внимательно оговаривать условия ее предоставления.

*Обратите внимание, что отчуждение исключительного права — в любом случае НЕ отчуждение авторских прав: такая форма вообще не предусмотрена законодательством. Подробнее о том, что из себя представляют авторские права и их неимущественные и имущественные составляющие, читайте здесь.

Итак, предоставление права на использование ваших работ должно осуществляться на строго оговоренных условиях. Ниже описаны те условия, на которые необходимо обратить внимание.

Сферы использования: как и для чего будут использоваться ваши иллюстрации 
 
Определите основные цели, для которых вы и создаете иллюстрации. Например, оформление книги; обычно в дополнение к этому разрешается использование иллюстраций для продвижения книги в интернете: заказчик имеет право использовать в целях рекламы и продвижения часть произведения в объеме, не превышающем 20%. В случае необходимости использования произведения в объеме, превышающим оговоренный процент, заказчик обязан получить ваше согласие на подобное использование. Эти цели условия и должны быть прописаны в договоре в первую очередь.
 
Помимо основных целей могут возникнуть и другие. Это могут быть: использование отдельных персонажей, создание анимаций на основе иллюстраций, использование иллюстраций в рекламных материалах издательства (например, рекламный баннер или оформление витрины в книжном), создание сувенирной продукции с элементами иллюстраций (например, открытки, закладки или сумки по мотивам книги). Нельзя допускать расплывчатых формулировок (например, “использование любым способом и в любой форме”). Необходимо конкретизировать все виды использования иллюстраций и зафиксировать их в договоре. 
 
Все дополнительные способы использования иллюстраций увеличивают стоимость лицензии.

Срок действия лицензии: на какой срок вы передаете права на использование иллюстраций
 
Издательства запрашивают разные сроки от 1 года до 10-15 лет. В рамках этих сроков они смогут использовать ваши иллюстрации в соответствии с теми условиями, которые описаны в договоре. 

Как правило, 3-5 лет считается оптимальным сроком, а 10-15 лет — неоправданно долгим. Если же вы не просто создаете иллюстрации на заказ, а предлагаете к изданию авторскую книгу, необходимо добиваться наиболее коротких сроков - от 1 года до 3 лет. Можно также прописать ограничение по объему тиража. Это позволит вам свободно распоряжаться проектом после истечения срока и обезопасит вас от разного рода нежелательных ситуаций (например, слабый маркетинг и недостаточное продвижение проекта издательством, нежелание издательства допечатывать тиражи книги, отсутствие роялти, закрытие/разорение издательства и проч.) 
 
Помните, что чем дольше срок действия лицензии, тем она дороже. Если издательство настаивает на длительном сроке, стоит убедиться, что это должным образом отразится на цене. 

Территориальные пределы / география: в каких странах могут быть реализованы ваши иллюстрации

Нельзя допускать подписания лицензии с неограниченной географией применения. Разрешение на использование иллюстраций должно распространяться ТОЛЬКО на ту страну, в которой предполагается первоначальный выход книги (или другого продукта).

Переиздание вашего произведения за пределами оговоренной страны предполагает заключение сублицензионного договора. Это значит, что издательство передаст точно такую же лицензию, которую им выдали вы, третьему лицу (например, иностранному издательству). Можно запретить заказчику заключать сублицензионные договоры или разрешить им делать это, но на определенных условиях. В таком случае нужно убедиться, что в договоре прописано, что заключение сублицензионного договора возможно только с вашего письменного согласия, а в случае получения дополнительного дохода от этой сделки вам будет выплачена компенсация в виде определенного процента от полученной суммы.

Правки: порядок и условия внесения

Правки — еще один немаловажный аспект любого договора. По возможности оговаривайте количество правок, а также этап, на котором они могут быть внесены (например, этап детальных эскизов). Можно прописать сроки, которые даются каждой из сторон на внесение правок. Таким образом, заказчик должен будет внести правки в течение определенного срока после получения эскизов. Исполнитель же обязуется внедрить изменения в течение оговоренного времени после получения комментариев заказчика. Такой подход оптимизирует рабочий процесс.

Важно помнить, что правки предполагают только частичные изменения в иллюстрации. Если же правка ведет к тому, что иллюстрацию приходится переделывать с нуля, это должно компенсироваться суммой в размере стоимости полноценной иллюстрации.

Помимо этого, в договоре обязательно должно быть прописано, что на протяжении всего использования в иллюстрации не могут быть внесены никакие изменения без вашего на то письменного согласия. Это касается любых, даже самых “незначительных” изменений: без вашего ведома нельзя убирать или добавлять элементы, совмещать или обрезать иллюстрации, изменять их цвет, не говоря уже о том, чтобы что-то в них дорисовывать. 


Гонорар, аванс и налоги: время и условия выплат

В договоре должны быть прописаны размер гонорара, размер аванса, а также порядок и сроки их выплат.

Обязательно договаривайтесь об авансе (его размер, как правило, варьируется от 30% до 50% от всей суммы гонорара) и времени его выплаты. Выплата аванса должна состояться после утверждения вас на проект и заключения договора. В нем все это должно быть зафиксировано.

Остаток гонорара обыкновенно выплачивается в течение определенного расчетного периода после сдачи иллюстраций и подписания акта приема-передачи. Должен быть обозначен крайний срок, до которого заказчик обязуется выплатить вам всю сумму.

Существует также роялти — вид лицензионного вознаграждения в виде регулярных платежей. Может выплачиваться в виде процента от стоимости проданных товаров/услуг или процента от прибыли/дохода. 

Размер роялти следует рассчитывать индивидуально, но в среднем отечественные издатели предлагают 10-15% (речь идет о случаях, когда исполнитель — автор или автор и иллюстратор книги в одном лице). Процент обычно рассчитывается пропорционально тиражу; в разных издательствах он разный. Известность автора или художника влияет на размер выплат. Чаще всего система вознаграждения в виде роялти предлагается именно авторам.

Обычно устанавливают минимальный порог продаж, до преодоления которого роялти не выплачивается; часто условием издательства для старта выплат является продажа первого тиража. Также зачастую аванс выплачивается в счет роялти, и пока процент от продаж не покроет уже выплаченную сумму, следующих выплат не будет. Распространена также практика, при которой роялти начинают начислять только после того, как издатель покроет свои расходы на издание. Формулировку всех этих нюансов важно отслеживать в договоре.

(Важно: в России не работает западная система роялти, так что не стоит ориентироваться на международный опыт.)

Проверяйте, кто, согласно договору, платит налог и из какой суммы он вычитается. Гонорар, который вы согласовали с заказчиком — это та сумма, которая должна остаться у вас на руках ПОСЛЕ вычета налогов.

- Если вы работаете как физлицо, налоги за вас платит издательство (заказчик). В таком случае, в качестве гонорара в договоре будет указана сумма, в которую включены налоги, а на руки вы получите сумму, оставшуюся после уплаты налогов.  

- Если вы работаете как самозанятый, налоги вы платите самостоятельно. В договоре должно быть обязательно указано, что вы зарегистрированы как самозанятый, и что ответственность за уплату налога лежит на вас. Заказчик, в свою очередь, потребует от вас отчет об уплате налогов - вам понадобится предоставить ему сформированный чек о произведенных расчетах. Размер налога, который вам необходимо будет оплатить, должен входить в сумму гонорара, который вы получите за выполненную работу. Об этом нужно обязательно договариваться отдельно.

- Если вы работаете как ИП (индивидуальный предприниматель), налоги вы также платите сами. В договоре должно быть указано, что вы зарегистрированы как ИП, и что ответственность за уплату налога лежит на вас. Конечно, и в этом случае необходимо включить в сумму гонорара процент, который вы выплатите согласно своему режиму налогообложения.

Штрафные санкции: последствия нарушения договора

Штрафные санкции — это меры, которые будут предприняты в случае, если исполнитель нарушит договор. Чаще всего речь идет о нарушениях оговоренных сроков (проще говоря, пропущенном дедлайне) или неправомерной выдаче лицензии (например, если автор нарушит исключительность и вопреки договору разрешит коммерческое использование иллюстраций кому-то еще). Описано все это, как правило, в разделе договора об ответственностях сторон.

Самые распространенные последствия включают в себя сокращение вознаграждения (за каждый день задержки исполнитель расплачивается определенным процентом от суммы гонорара) или расторжение договора с возвращением исполнителем ранее выплаченного ему гонорара. 

В случае существенного нарушения оговоренных сроков издательство также оставляет за собой право задержать реализацию проекта на неопределенное время или отказаться от договора и не реализовывать проект вовсе (потерять интерес к нему). Это вполне закономерное последствие: не изданные вовремя сезонные или трендовые проекты могут просто потерять актуальность.

Иногда в случае расторжения договор обязывает исполнителя возместить "упущенную выгоду" (прибыль, которую заказчик мог бы получить, если бы условия договора не были нарушены). "Упущенная выгода" может составить собой любую сумму, в том числе в разы превышающую гонорар исполнителя. Это опасная формулировка, к которой стоит относиться с осторожностью и по возможности избегать.

Важно отметить, что к штрафным санкциям на деле прибегают крайне редко — в общих интересах разрешение разногласий мирным путем. Однако это все еще часть договора, и потому этому аспекту в любом случае необходимо уделять должное внимание.

Акт приема-передачи: завершение проекта

Строго говоря, акт приема-передачи не является частью договора: это отдельный документ, который подписывается обеими сторонами по завершении работы над проектом. Однако договор, как правило, неоднократно ссылается на акт и дату и его заключения, поэтому важно понимать, когда и для чего он заключается.

Итак, акт представляет собой список (иногда даже список изображений), в котором перечислены все произведения, которые были созданы в рамках проекта. Цель акта — зафиксировать отсутствие претензий сторон друг к другу: по сути, этот документ закрепляет факт сдачи работ исполнителем и их получения заказчиком. В акте также фиксируется сумма вознаграждения и дата подписания. От этой даты ведется отсчет дальнейших обязательств заказчика по проекту: реализация произведения, начисление иллюстратору остатка гонорара и т.д.

Напоследок — еще несколько важных замечаний:

Не стесняйтесь задавать вопросы, уточнять неясные моменты и предлагать внести изменения в договор. Все это не делает вас "меньшим профессионалом" или "неудобным исполнителем". Наоборот, ответственный и добросовестный заказчик поймет, что вы заинтересованы в сотрудничестве и стремитесь сделать его продуктивным и прозрачным для обеих сторон. 

Внесение правок в договор — это не миф и не фикция, а абсолютно реальная и очень распространенная практика. Издательства (и другие клиенты и заказчики) по умолчанию предлагают типовой договор, но нередко готовы идти на компромиссы и согласиться на более комфортные для вас условия. Потому не нужно бояться выносить это на обсуждение.

Вполне может быть, что на уступки придется идти и вам. К сожалению, обстоятельства складываются по-разному, и не всегда удается согласовать договор, идеальный по всем пунктам. Внимательно анализируйте все аспекты, описанные выше, и принимайте взвешенное решение о том, на какие компромиссы вы готовы пойти в каждом конкретном случае.

Так или иначе, всегда подходите к этапу согласования и заключения договора очень обстоятельно. Это залог эффективного и безопасного для вас сотрудничества. 

Дополнительно советуем изучить шаблон лицензионного договора от Союза иллюстраторов
Есть также видео с подробной вычиткой этого договора