Финансы

Финансы в вопросах и ответах

Вопросов о деньгах неизменно возникает очень много, так что мы собрали самые часто задаваемые из них и постарались найти ответы в этой статье. Призываем читать внимательно! Детали имеют значение :)

— Зачем разбираться в финансах?


— Сначала, пожалуй, важно определить, что для нас значит “разбираться в финансах”. На наш взгляд, это понимание механизмов оценки собственной работы, того, как различные условия договора влияют на изменения гонорара, а также заинтересованность и информированность о ценах на рынке. Ну и осознание вреда бесплатной работы и демпинга, конечно.

Зачем же во всем этом разбираться? Затем, что это качественно улучшает не только вашу собственную практику, но и положительно влияет на развитие индустрии в целом (а значит, более комфортные условия создаются для всех).

Из плюсов для каждого отдельно взятого иллюстратора — грамотная монетизация своего труда, рост дохода, а также умение аргументировать свою цену, вести переговоры и находить компромисс с заказчиком. Для индустрии же такой информированный подход практиков к ценообразованию означает постепенное исчезновение демпинга и формирование здорового рынка. Когда вы осознаете ценность собственной профессиональной работы и боретесь за лучшие условия, работа специалистов начинает больше цениться и во всей индустрии в целом.

Если вам интересно послушать наши чуть более подробные рассуждения на эту тему, предлагаем посмотреть вот это видео.

— Как разобраться в ценообразовании?


— Мы по себе знаем, что это может быть очень непросто. Этот аспект иллюстраторской деятельности мало освещается, часто замалчивается и нередко преподносится в неблагоприятном свете, так что отфильтровать актуальную информацию бывает нелегко. К тому же, расценки могут значительно варьироваться в зависимости от сферы иллюстрации, типа проекта, издательства, страны и многих других факторов. Мы предлагаем несколько советов — что делать, чтобы постепенно начать погружаться в эту тему и ориентироваться в вопросах ценообразования.

- Прочесть наши материалы: этот, который вы читаете сейчас, и этот — о факторах, влияющих на формирование цены
- Изучить материалы наших инфо-партнеров и рекомендованные нами ресурсы
- Активно участвовать в жизни иллюстраторского комьюнити, общаться с коллегами и по возможности обсуждать цены и гонорары между собой
- Спрашивать совета у более опытных коллег (пожалуйста, будьте вежливы и относитесь с пониманием, если ваш собеседник не готов обсуждать эту тему или не отвечает в силу занятости)
- Подписаться на иллюстраторские чаты, следить и участвовать в обсуждениях там
- Следить за ключевыми деятелями иллюстраторского комьюнити и той информацией о финансовых вопросах, которыми они делятся
- Обращать внимание на вакансии и объявления о поиске иллюстраторов, в них часто указывается и приблизительный гонорар, по которому можно составить представления о порядке цен
- Вести переговоры с собственными заказчиками, запоминать и анализировать обсуждаемые цифры

Советуем также обязательно критически осмыслять полученную информацию, убеждаться в ее достоверности и сравнивать данные из нескольких источников.

— Как оценить свою иллюстрацию?


— Самое главное, что важно помнить: гонорар иллюстратора складывается из стоимости самой иллюстрации и стоимости прав на ее использование, которые он передает заказчику. Гонорары иллюстратора в России зачастую такие невысокие, что с трудом покрывают даже себестоимость картинок. Однако для адекватной оценки своего труда важно помнить, какие факторы влияют на формирование стоимости вашей работы.

Стоимость самой иллюстрации — это стоимость времени, ушедшего на ее создание, расходы на материалы, опыт и узнаваемость художника и т.д. А стоимость прав на использование иллюстрации зависит от условий предоставления этих прав: типа лицензии, ее длительности, сфер использования и других нюансов.

Подробно о том, какие аспекты следует учесть при формировании стоимости собственного труда, можно прочесть в этой нашей статье. О том, какие еще условия предоставления прав на использования могут влиять на цену, читайте в нашей статье об основных положениях в договоре.

Как же подойти к оценке собственной работы? Разные иллюстраторы используют разные методы — в зависимости от особенностей проекта и собственных предпочтений и опыта: можно опираться на рыночные расценки; рассчитать стоимость собственного рабочего часа и оценивать проект почасово; либо ориентироваться на общую стоимость проекта, его продолжительность и ваш ежемесячный доход (“зарплату”) в таком случае.

— Уместно ли “торговаться” с заказчиком?


— Смотря что подразумевается под словом “торговаться”! На наш взгляд, было бы правильнее назвать этот процесс “переговорами”. Разница очевидна: вы не торгуетесь о ценах, безапелляционно требуя прибавки, а ведете уважительный диалог, целью которого является достижение компромисса.

Правда в том, что заказчик не откажется от сотрудничества с вами только из-за того, что вы решили вежливо уточнить, можно ли обсудить повышение гонорара. Предложенная вам цена редко является константой. Задавайте вопросы, уточняйте детали — в конце концов, в самом плохом случае озвученная заказчиком цена останется прежней, а вы сможете с уверенностью решить, браться или не браться за этот проект.

— Что делать, если заказчик все-таки не может повысить гонорар?


— Разумеется, ситуации бывают очень разные, и иногда проект оплачивается не слишком хорошо, но при этом несет большую ценность для вас как иллюстратора. Он может сработать на становление вашего имени и репутации, стать прекрасным дополнением к вашему портфолио; проект может быть также отличным способом завести и поддержать нужные связи, раскрыть важную для вас тему, попробовать себя в новом амплуа и так далее. В каждом отдельно взятом случае вам нужно будет взвесить все за и против и постараться прийти к компромиссу с заказчиком. 

Помните, что гонорар — важная, но не единственная составляющая, определяющая условия сотрудничества. Если нет возможности повысить гонорар до желаемого уровня, а за проект взяться все-таки хочется, постарайтесь максимально улучшить условия в других аспектах — правовом и этическом. Добивайтесь более гибких условий передачи прав, более короткого срока действия лицензии, удобного вам порядка выплат (в том числе аванса), комфортных сроков исполнения проекта, ограничений по правкам и вежливого общения. Все это — значимые факторы, которые способны компенсировать неудобства и сгладить минусы невысокого гонорара.

— Что делать, если заказчик просит меня назвать расценки?


— Во-первых, конечно, важно помнить о том, что иллюстрации бывают очень разные, и цена на них будет зависеть от множества факторов. Например, на запрос “Сколько будет стоить иллюстрация на заказ?” ответить вилкой цен невозможно. Что будет изображено на иллюстрации? Где и как она будет использоваться? Что насчет размера и детализации? Как срочно необходимо выполнить заказ? На все эти вопросы нужны ответы. Именно поэтому заказчику нужно дать понять, что цифры вы сможете назвать, только имея перед глазами хотя бы приблизительное техническое задание и/или референсы.

Если вы пока не уверены в том, что готовы сами назвать какие-то расценки, можно попробовать узнать бюджет на проект у самого заказчика — тогда вам будет от чего отталкиваться. Это довольно распространенная схема взаимодействия, так что не не стесняйтесь прибегать к этому варианту.

Вы также можете спросить совета у знакомых, выполнявших схожие проекты, или задать вопрос в иллюстраторских чатах. Помните, однако, что для начала вам необходимо узнать у заказчика хотя бы приблизительное техническое задание, чтобы ваш запрос коллегам звучал лаконично и конкретно.

— Существует ли какой-то прайс-лист для разных типов иллюстраций?


— В России такого списка не существует по нескольким причинам. Среди них нестабильность рынка в целом и книжного рынка в частности, что провоцирует значительный разброс цен. К тому же, за рубежом подобные прайс-листы обычно обнародуются каким-то государственно признанным объединением (ассоциацией иллюстраторов, например) и несут официальный рекомендательный характер: на них можно ссылаться, на них ориентируются не только иллюстраторы, но и заказчики. Сейчас в России не существует официального профсоюза иллюстраторов. Прочие существующие профсоюзы и объединения (даже официально зарегистрированные) не имеют должного веса в индустрии и на рынке. Поэтому в индустрии иллюстрации нет ни официально зарегистрированных профсоюзов, ни официальных прайс-листов.

— А какие вообще есть расценки на рынке книжной иллюстрации?


— Официальные прайс-листы в контексте российского рынка невозможны по причинам, описанным выше, однако общий ориентир происходящего в индустрии все-таки может быть полезен — иначе иллюстраторам (особенно начинающим) сложно представить положение дел и порядок цен. Поэтому по результатам тщательного ресерча и консультаций с коллегами и редакторами мы предлагаем вам обзор приблизительных вилок цен для разных типов книжных иллюстраций по России. Это не рекомендации и не прайс-лист, а ориентир по расценкам, существующим на рынке сейчас.

Поскольку цены ощутимо варьируются, мы предлагаем условную градацию, где есть низкая цена (для начинающих и продолжающих), средняя (для продолжающих и более опытных) и высокая (для именитых иллюстраторов и/или значимых, хорошо продающихся проектов). Все, что дешевле самой нижней планки цен, все еще существует на рынке, но, исходя из опыта практикующих иллюстраторов и редакторов, является менее распространенной практикой. 

* Важно оговориться, что данные расценки актуальны именно при условии работы с российскими издательствами (частные заказчики — это индивидуальные случаи, требующие индивидуального подхода).

* Речь также идет именно об иллюстраторской работе, выполняемой на заказ (не о случаях, где вы также являетесь автором текста или выполняете верстку и другие дополнительные задачи). При работе с роялти гонорары рассчитываются иначе.

* Иногда фактором, влияющим на цену, считают также цветность иллюстрации (где черно-белые иллюстрации стоят дешевле). Если для вас черно-белые иллюстрации действительно менее трудозатратны, вы можете иметь в виду этот нюанс и соглашаться на чуть меньшую цену за монохромные картинки.

* Указанные расценки — это суммы в российских рублях, которые вы можете получать на руки уже после вычета налогов. Однако виды налогообложения могут существенно влиять на формирование вашего гонорара. Кратко о том, чем различаются разные виды налогообложения, мы писали в этом материале.


ВНИМАНИЕ: Мы основываемся на данных, полученных от практикующих иллюстраторов и опытных редакторов. В ходе практики вы наверняка столкнетесь и с меньшими, и с бóльшими ценами — приведенные же цифры призваны служить ориентиром расценок на рынке. Обнародованный список не является официальным прайс-листом для издательств или иллюстраторов. Не нужно слепо ссылаться на список: он не создан для того, чтобы служить аргументом в переговорах с заказчиком. Помните, что каждый книжный проект является индивидуальным случаем и требует индивидуального подхода к оценке.



Благодарим за помощь, правки и авторитетное мнение опытных специалистов, поучаствовавших в создании и утверждении этой части материала:

Маргарита Ковалёва, выпускающий редактор издательства «Поляндрия»

Людмила Никитина, главный редактор издательства «Абрикобукс»

Юля Антипова, главредка «Классного журнала», главредка журнала "Аэрофлот. Юный путешественник"

Эя Мордякова, иллюстратор, сотрудничала с издательствами Livebook, Clever, Абрикобукс, МИФ

Маргарита Кухтина, иллюстратор, сотрудничала с издательствами Clever, АСТ, РОСМЭН, Никея

Юлия Гончарова, иллюстратор, сотрудничала с издательствами Аквилегия-М, Антология, Детство-Пресс, Питер

Дарья Плаксунова, редактор и основатель студии издательских проектов «DASHA-PUBLISHER»

и др.



До встречи в новых материалах!